Ответы к стр. 120 — 124
? с. 123 — 124 Герой этого рассказа тот же, что и в других знакомых тебе произведениях Юрия Коваля? Почему ты так думаешь?
Главный герой этого рассказа, молодой писатель, живущий в деревне, – тот же самый, с которым мы уже встречались в произведениях Юрия Коваля («Снегири и коты», «В берёзах», «Полёт» – учебник «Литературное чтение», 1–2 классы; «Три сойки» – учебник «Литературное чтение», 2 класс, ч. 2; «Берёзовый пирожок», «Вода с закрытыми глазами» – учебник «Литературное чтение», 3 класс, ч. 1). Можно прийти к такому выводу, если обратить внимание на то, как подробно, с любовью описывает герой рассказа природу, насколько верно подмечает он незаметные на первый взгляд детали, какие точные сравнения и описания даёт.
? Герой наблюдательный человек?
Безусловно, герой этого рассказа – человек весьма наблюдательный, способный на меткие и остроумные сравнения: «Бугор сплошь был усыпан божьими коровками, как давешние болотные кочки клюквой»; «Божьи коровки взлетали, и тогда было видно, как закручивается между стволов кирпичная и прозрачная точка».
? Какие лесные звуки (кроме голоса медных труб) слышит герой? Прочитай строчки, в которых об этом говорится. Подтверди строчками из текста, что герой рассказа хорошо знает мир природы и его обитателей.
Герой слышит много лесных звуков: это и шум падения шишек, и гул сосен, и «беседа» тетеревов: «Было слышно, как шумят сосновые ветки и далеко бубнят – бормочут тетерева». Сам бугор, на котором заснул молодой писатель, был «похож на огромный кривой барабан», он «ухает и глухо гудит». Проснувшись, герой рассказа слышит, как «на нижних ветках сосны бил зяблик», да и сама сосна издавала какие-то звуки: «Я приложил ухо к сосновому стволу: слышался шум, далёкий, как в морской раковине».
Молодой писатель искренне интересуется природой, любит её и многое знает о лесе: «…меня совсем разморило после бессонной ночи на глухарином току»; «Лось, что ли?.. нет, не похоже. Гон у лосей осенью… Лось не умеет так трубить. У него голос – стон, глухой, хриплый… Не лось это и не журавель…»; «…в бугре был подземный ручей – играл, захлёбывался весенней водой».
? Почему же тогда рассказ помещён именно в этой главе, а не в главе «Учимся наблюдать»?
Сохранило ли то место в лесу, о котором рассказал герой, память о далёких военных днях, о судьбе наших солдат?
Часто вещи и фотографии, которые окружают ваших прабабушек и прадедушек, хранят память о прошлом, об истории не только конкретной семьи, но и всей страны.
И тем не менее рассказ помещён именно в главу «Сравниваем прошлое и настоящее», а не в главу «Учимся наблюдать». Главное в рассказе – описать красоту весеннего леса? Что узнал герой рассказа, вернувшись домой? Что где-то в лесу в войну были спрятаны инструменты полкового оркестра, которые потом не смогли найти. О чём он подумал? О том, что те самые «медные, неживые» звуки труб и струнных, которые он слышал в лесу, и были звуками захороненных инструментов, напоминающими о судьбе военного оркестра во время давней войны.
? А у твоих родных сохранились какие-то вещи, фотографии, напоминающие о войне, о прошлом?
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Хрестоматия. Малаховская О.В.