Умники и умницы

Умные дети — счастливые родители

  • 5 класс
  • 1-4 классы
    • ГДЗ
  • Дошкольное образование
    • Раннее развитие
    • Подготовка к школе
  • Уроки
    • Уроки логопеда
  • Сказки
    • Русские народные
    • Авторские
    • Народов мира
  • Стихи

В. Жуковский. Славянка. Литературное чтение. 4 класс. ПНШ

  • ГДЗ

Ответы к стр. 92 — 96

? с. 94
— Трудно ли было читать текст стихотворения? — спросила Евдокия Васильевна. — Какие слова и какие формы слов подтверждают, что стихотворение было написано почти 200 лет назад?
Можешь ответить на этот вопрос?

Каковы их впечатления от стихотворения, легко ли его читать? По каким признакам (словам, формам слов) можно предположить, что произведение написано не нашим современником? Поэт описывает работу крестьян в поле 200 лет назад, употребляя такие слова, как «овины», «нива», «звон цепов на току»; многие слова являются устаревшими или редкими: «клубяся», «по браздам ложится»; «скрыпя», «тащи́тся воз», «окрест», «дол», «дерев» и т. д.

— Я многое не понял! — признался Миша. — Что значит «беззнойное солнце»? Почему «брег противный»?
Евдокия Васильевна объяснила:
— «Беззнойное солнце» — это предзакатное солнце, от которого уже нет жара, зноя. А «противный» — это противоположный.
А тебе нужно было объяснять значения этих слов?

Миша не понимает двух вещей: то, что поэт называет вечернее солнце «беззнойным» и берег — «противным» (то есть противоположным). В современном языке мы говорим «в противном случае», «доказательство от противного». 

Перечитай текст и найди звуковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении. А как они изменились в самом конце текста?

Можете ли вы «увидеть» и «услышать» то, что столь сильно впечатлило Василия Жуковского? Какое настроение было у поэта — героя стихотворения: умиротворенное или беспокойное, тревожное — ведь день гаснет, природа окутана вечерней темнотой. Поэт восхищён красотой того, что видит, или этот вечер оставляет его равнодушным? Сможете ли вы подтвердить свои мысли цитатами из текста? Как вы считаете, удалось ли поэту передать нам свои впечатления? Внимательно перечитайте текст. Найти звуковые впечатления помогут слова, выделенные жирным шрифтом: темен — тени — в тени — темнотою — тихим — тишина — в… тьме (строфы 4, 5, 6). Звучат ли все эти тем — тен — ти активно, бодро, весело или тихо, успокаивающе, даже убаюкивающе?

Как ты думаешь, слово «там» во второй строфе указывает на одно и то же место или на разные?

Обратите внимание на вторую строфу: слово «там» начинает три строки подряд и придаёт стихотворению напевно-народное, былинное звучание.

? с. 95
А ты чьё мнение разделяешь? С разными ли интонациями нужно читать это слово?
Подтверди своё мнение чтением вслух!

Прочитайте ещё раз вторую строфу. Сходство с былиной («там» в значении «где-то в той стороне, не здесь») лишь внешнее. Жуковский описывает и работу крестьян в поле («Там слышен на току согласный звук цепов»), и песню пастуха, и шум стада (очевидно, в другой стороне — ведь стадо не станут пасти там же, где идут сельскохозяйственные работы); где-то слышен скрип возов.
Чьё мнение — Петино или Костино — ты разделяешь? Прочитайте вторую строфу, с помощью интонации выделяя слово «там».

А теперь прочитай ту строфу, где поэт рисует картину спускающегося на поля дыма.
— Вы заметили, что именно дым создаёт впечатление ожившего поля, которое то темнеет («померкает»), то светлеет? —
спросила Евдокия Васильевна.
А ты это заметил(а)? Как же дым преображает вид поля?

Картину спускающегося на поля дыма поэт рисует в первой строфе:
«Всё здесь оживлено: с овинов дым седой,
Клубяся, по браздам ложится и редеет,
И нива под его прозрачной пеленой
То померкает, то светлеет».
Дым то густо клубится над полем, то редеет, создавая игру света и тени, отчего появляется ощущение движения, ожившего, как будто дышащего поля.

Прочитай подряд три строфы, которые имела в виду Евдокия Васильевна: третью, четвёртую и пятую.
Есть ли ощущение, что картина неба стремительно меняется?
Перечитай самую первую строчку отрывка, а затем третью строфу.
Подтверди, что взору поэта (или его героя) открыто всё небо – от запада до востока.

Красоту заката Жуковский описывает в трёх строфах — 3-й, 4-й и 5-й. Ещё раз прочитайте их. Найдите те строки, которые позволяют увидеть стремительное изменение красок закатного неба («закат … пламенеет» и «завесой огненной подёрнут дальний лес», тогда как «восток … синеет», берег реки «тёмен», на воде — «дерев кудрявых тени», а противоположный берег «горит, осыпанный зарёй». И вот, всего лишь несколько мгновений спустя, — «древа облечены … темнотою», а заря простирается «багряной полосою» лишь «по тихим их верхам»).
Чтобы понять, что поэт описывает большое пространство, обратите внимание на первую строку отрывка («И вдруг — открытая равнина предо мной…») и далее — на третью строфу («Завесой огненной подёрнут дальний лес; // Восток безоблачный синеет»). Солнце садится на западе, поэтому дальний лес и подёрнут «завесой огненной» заката, тогда как на востоке небо продолжает синеть.

Каким же поэт (или его герой) видит небо: какие цвета создают картину заката?
Миша обнаружил только синий цвет.
А какие цвета видишь ты?

Миша обнаружил лишь синий цвет («Восток … синеет»). Сколько цветов увидите вы: «закат … пламенеет», лес подёрнут «завесой огненной» (3-я строфа); берег «тёмен», на воде — «дерев кудрявых тени», противоположный берег «горит, осыпанный зарёй» (4-я строфа); деревья «облечены … темнотою», заря простирается «багряной полосою» (5-я строфа).
Какими красками воспользовались бы вы, чтобы нарисовать этот закат? (Красной, оранжевой, розовой, малиновой, жёлтой и т. д.) Какими красками можно изобразить тёмный берег, тени деревьев в темноте? (Синей, фиолетовой, серой, чёрной и т. д.) А какими бы красками вы изобразили «беззнойное солнце»? («Знойное» солнце — ярко-жёлтое, почти белое; а «беззнойное» — спокойно-оранжевое, или розовое, или красное).

? с. 96
— Почему поэт использует слово «пламенеет», а не слово «краснеет» или «желтеет»? Почему он называет закат завесой
«огненной», а не «красной» или «жёлтой»? — спросила Евдокия Васильевна. — У кого какие предположения?
А у тебя есть предположение? Если пока нет, прочитай следующую, четвёртую строфу.
Какие слова поэт использует для того, чтобы мы представили необычное закатное освещение?
Так почему же поэт выбирает слова «пламенеет», «огненный», «горит», «блестят», чтобы передать своё впечатление от заката?

Поэту важно передать не только цветовое впечатление от необыкновенного заката (то, в какие цвета окрашивается небо), но и световое (то, насколько необычным, огненным, пламенеющим является закатное освещение). Именно поэтому поэт выбирает слова, передающие скорее светозарность закатного неба, а не его цветовые нюансы. Ему важно создать впечатление яркого, пламенеющего заката, а лишь перечислением цветовых оттенков этого не добиться.
Вспомните, как это пытался сделать Петя Захаров, описывая закат, который он наблюдал вместе с Машей Ивановой (с. 91).
Чтобы добиться своей цели, Василий Жуковский использует яркие, пронзительно точные слова: «пламенеет», «огненный», «горит».

Подтверди, что картина, которую создаёт поэт в четвёртой строфе, основана на контрасте.

Спускаюсь в дол к реке: брег тёмен надо мной,
И на воды легли дерев кудрявых тени;
Противный брег горит, осыпанный зарёй;
В волнаx блестят прибрежны сени.
Четвертая строфа построена на контрасте освещения двух противоположных берегов реки. Берег, на который спустился поэт или его герой, уже покрывает тьма: «брег тёмен надо мной», на воде видны тёмные тени деревьев. А противоположный берег ещё ярок, освещн закатным светом: «Противный брег горит, осыпанный зарёй».

А теперь перечитай подряд пятую и шестую строфы. Подтверди, что в том пейзаже, который создал поэт, с наступлением ночи вместе с красками уходят и звуки.

Вновь перечитайте 5-ю и 6-ю строфы. Действительно, в 6-й строфе наступила ночь: «Всё спит… в далёкой тьме» // «сонный лист». Стихают ли ночью звуки? (Да: «Тихие верха» деревьев; «повсюду тишина»; «всё спит»; «невнятный глас»; «сонный лист».)

Чтение по цепочке.

Прочитайте стихотворение Жуковского по цепочке, пользуясь советом «читать медленно, не торопясь, делая паузы». После прочтения обсудите, легко ли было передавать интонационно (выразительным чтением) впечатления поэта, которые он описал в этом стихотворении?

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.

1.6/5 - (255 голосов)
05.01.2019

Навигация по записям

«Музейный дом». И. Левитан «Тихая обитель». Литературное чтение. 4 класс. ПНШ → ← Г. Х. Андерсен. Русалочка. Литературное чтение. 4 класс. ПНШ

Включайтесь!

Рубрики

  • 1-4 классы
  • Без рубрики
  • ГДЗ
  • Дошкольное образование
  • Сказки
  • Стихи
  • Уроки логопеда
Май 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
« Дек    
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

Архивы

  • Декабрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019

О нас

Карта сайта
Конфиденциальность
Контакты

Этот Сайт использует файлы cookies для сбора и хранения данных. Продолжая использовать Сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

© Copyright, 2016. | При копировании материала активная ссылка обязательна | developed by SG Double specially for Умники и умницы