Ответы к стр. 12 — 13
? с. 13 На какие две части можно разделить стихотворение? Прочитай первую часть.
Стихотворение В. Берестова можно разделить на две части. В первой – урок листопада только начинается: дети из школы отправляются в осенний лес. Вторая часть стихотворения – собственно урок листопада.
— Как вы думаете, какая погода на улице? — спросила Анишит Йокоповна.
— На улице прохладно и ветрено, — сказал Костя.
— Недавно шёл дождь, — добавила Маша.
Подтверди наблюдения Кости и Маши строчками из стихотворения.
Костя догадался, что на улице ветрено, из следующих строк: «А в лужи с лужаек листвы намело!», «на ёлочках… кленовые звёзды горят», «А ветер листвою её (землю) засыпает», «всё новые листья слетают с ветвей».
Можно сделать вывод о том, что прохладно, из строки, где учительница предлагает одеться для прогулки в лес.
Маша догадалась, что недавно был дождь, из строки: «А в лужи с лужаек листвы намело!».
Как ты думаешь, дети с удовольствием идут на улицу, за село? Почему? Только ли потому, что им не хочется сидеть в классе? Из каких строчек видно, что дети любят учительницу?
Школьники очень привязаны к учительнице: они не только называют её «милою своею», но и послушно, «парами, парами следом за нею» «торжественно» покидают село. Урок листопада для них и удовольствие побывать в осеннем лесу, и удовольствие побывать там с любимой учительницей, пообщаться с ней вне занятий в классе.
? Прочитай вторую часть стихотворения. Учительница обращает внимание учеников на красоту деталей или красоту целого? Подтверди свой ответ строчками из стихотворения.
Чем урок листопада отличается от обычных уроков в классе? Из каких строчек это видно?
Учительница учит обращать внимание на красоту деталей («На ёлочках тёмных… кленовые звёзды горят, как подвески», «Нагнитесь за самым красивым листом // В прожилках малиновых на золотом»), и на красоту целого («Запомните все, как земля засыпает…»). Учительница из стихотворения обладает поэтическим взглядом на мир. Она наблюдательный человек, она находит яркие сравнения, чтобы подчеркнуть для учеников красоту осеннего леса: «кленовые звёзды горят, как подвески»).
Так ли ребята из стихотворения ведут себя на уроке листопада, как на обычных уроках в школе? Что надо делать на уроке листопада? Нужно глядеть на деревья, нагнуться за самым красивым листом, запомнить, как выглядит земля, роща. Можно обратить внимание на то, что это стихотворение – «звучащее» («А в лужи с лужаек листвы намело!», «…земля засыпает, // А ветер листвою её засыпает»).
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Хрестоматия. Малаховская О.В.