Ответы к стр. 57 — 61
? с. 61 Узнаёшь ли ты Катю и папу?
Как называется произведение Тима Собакина, которое ты прочитал(а) в учебнике? В какой главе учебника оно находится?
Как ты понимаешь смысл названия рассказа? Что же является самой большой драгоценностью для учёных? Это только Катя с папой? А твой сосед по парте тоже так думает?
Катя и её папа из этого рассказа уже знакомы нам по произведению Т. Собакина «Игра в птиц» (Литературное чтение. 3 класс, 1 ч., с. 134). Рассказ «Игра в птиц» помещён в главе «Пытаемся понять, почему люди фантазируют»; «Самая большая драгоценность» – в главе «Учимся любить». Только ли одни и те же главные герои (Катя и её папа) являются общими в этих двух рассказах? В «Игре в птиц» Катя и папа летают в небе, как птицы; в «Самой большой драгоценности» – ныряют в пальто в ледяную воду для спасения «опытного водолаза». Значит ли это, что Катя и её папа – «волшебные», то есть наделены какими-то фантастическими способностями? Или это автор силой своего воображения может разглядеть нечто сверхъестественное в обычной жизни героев?
Отчего же рассказ «Самая большая драгоценность» находится в главе о любви, а не в главе «Почему люди фантазируют»? Главным в рассказе «Самая большая драгоценность» является не умение Кати (и её папы, который и плавать-то не умеет) действовать под водой. Главные герои готовы рискнуть не задумываясь, если видят, что кому-то нужна их помощь. Перефразируя, можно сказать, что именно их готовность прийти на помощь, то есть сила их любви к людям, и наделяет их «волшебными» (необыкновенными) свойствами.
Самая большая драгоценность в этом рассказе – не сундук с награбленными сокровищами. (Почему? Как можно это доказать? «– Да шут с ними, с драгоценностями! – кричат наперебой учёные. – Вы и есть наша самая большая драгоценность!»). Более того, мы должны прийти к выводу, что бесценны не Катя с папой сами по себе (потому что умеют проделывать какие-то фантастические трюки) и не Пузырёв (потому что он – «опытный водолаз»). Бесценна жизнь любого человека.
Какой поступок Кати и папы подтверждает, что главная ценность — это человеческая жизнь?
Правильно ли то, что эта история помещена в данную главу?
А в какую главу учебника второго класса можно её поместить?
Таким образом, этот рассказ хорошо подошёл бы для главы «О настоящем и ненастоящем богатстве» (Литературное чтение, 2 класс). Можно обратить внимание на смешное в этом рассказе. Так ли уж опытен «опытный водолаз» Пузырёв? Всего его опыта хватает лишь на то, чтобы никуда не уйти по дну, стоять на месте и мужественно ждать, когда помощь придёт. А учёные – действительно очень умны? Они не только «неопытны в водолазном деле», они «столько спасательных кругов понабросали, что из воды и не выберешься. Сетью всех пришлось вылавливать». Папа сознается, что вообще не умеет плавать, и беспокоится за Катины промокшие ноги в тот момент, когда Катя уже ныряет за водолазом (в рассказе «Игра в птиц» он беспокоится за Катино горло, пока девочка летает).
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Хрестоматия. Малаховская О.В.