Ответы к стр. 94 — 101
? с. 94 Подумай, является ли Витя, герой произведения Сергея Махотина, настоящим героем сказки?
Чтобы ответить на вопрос, является ли мальчик Витя из рассказа Сергея Махотина настоящим сказочным героем, мы должны вспомнить те признаки, которые отличают сказочного героя от героев других произведений. Обратим внимание на следующее: 1. Витя покинул свой дом? 2. Мальчик преодолевал препятствия, совершал подвиги, когда ушёл из дома? 3. Он возвратился домой повзрослевшим, поумневшим? Если на эти вопросы мы ответим утвердительно, следовательно, Витя – настоящий сказочный герой.
? с. 96 Как относятся к Витиному поступку окружающие его люди: Вовка Семёнов, баба Арина, Галя?
Чтобы вырасти, маленький Витя решается на «отчаянный поступок». Более того, он решает «с места не сдвинуться, пока не вырастет». Соседи Вити, судя по их реакции, ничего особенного в его действиях не видят, но мальчику (то ли изза маленького роста, то ли из-за его решимости) сочувствуют. «…Вовка Семёнов впервые на Витю внимание обратил»; баба Арина со второго этажа сокрушается, что «земля неудобренная… разве вырастешь тут!»; соседка Галя вынесла зонтик, поддержала добрыми словами.
? Судя по этому отрывку, это рассказ или сказка? Можешь догадаться, к чему приведёт Витино упорство?
Этот отрывок больше напоминает рассказ с занимательным, необычным сюжетом: главный герой, задумав осуществить нечто неожиданное (вырасти из земли буквально как дерево), уходит из дома. Все трудности, с которыми он встречается, носят бытовой характер: Витя стоит не шелохнувшись уже несколько часов, а «толку пока никакого», соседи обедать пошли, а в Витиной семье «на обед сегодня пирожки с капустой», солнце печёт, дождь льётся… Но мальчик «с места не сдвинулся. Твёрдое, видать, решение принял». Цель этого отрывка, как и цель всего рассказа, – рассказать о характере героя: в данном случае показать его решительность и упорство в достижении цели. Можно предположить двоякое развитие событий: мальчик оставит свою затею и уйдёт домой или, благодаря его настойчивости, произойдёт какое-то чудо.
? с. 98 — 99 Если судить по этому отрывку, то история, которую рассказывает Сергей Махотин, — это рассказ, сказка или небылица?
Зачитай те места из текста, которые подтверждают твою точку зрения.
Необходимо вспомнить цель написания рассказа, небылицы и сказки. Цель рассказа – «рассказать» случай из жизни, раскрыть характеры конкретных людей; цель небылицы – поразить воображение необыкновенной выдумкой; цель сказки – рассказать о тайнах природы и правилах общения с волшебным
миром. Теперь мы можем определить, к какому жанру можно отнести этот отрывок (именно он больше всего напоминает небылицу: мальчик вырос выше крыши, помогает скворечник устанавливать и антенну держать; пилот вертолёта даёт ему, как любому другому высотному объекту, сигнальную лампочку, что, однако, никого особенно не удивляет).
А теперь найди и прочитай те строчки, которые кажутся тебе самыми смешными.
Что в этом отрывке показалось нам наиболее смешным (прозаическая реакция бабушки, радость Вовки Семёнова, что Витя корни пустил, ворона, мешающая целой телестудии вести программы, или что-то другое)?
Миша сказал:
— А я уже читал книжку про очень высокого человека. Она называется «Дядя Степа».
А ты читал(а) эту книгу? Знаешь, кто её написал? — Хочу вам напомнить, — сказал Михаил Потапович, — её написал известный поэт Сергей … . Одна из глав учебника второго класса начинается его стихотворением «А что у вас?».
Миша вспоминает стихотворение С. Михалкова «Дядя Степа».
? с. 100 — 101 В чём убеждает тебя третий отрывок: это небылица? сказка? рассказ?
Мнения Маши и Миши разошлись.
Маша сказала:
— Конечно, это рассказ, Ведь когда Витя проснулся…
Миша сказал:
— Конечно, это небылица! Ведь когда в дверь…
Ты сможешь закончить мысль сначала Маши, а потом Миши?
А ты как думаешь: «Самый маленький» — это рассказ, сказка или небылица? Какова главная цель этого произведения: удивить необычной выдумкой, рассказать о характере мальчика или научить нас правильно себя вести, общаясь с волшебным миром?
Маша считает, что это рассказ, так как, когда Витя проснулся, он вовсе не был размером с огромный дом и больше никаких невероятных превращений с ним не происходило. Мишино мнение – это небылица: ведь сам директор телестудии прислал Вите за его «ратный подвиг» подарок, а Вовка Семёнов, который раньше Витю и не замечал, теперь стал хвастаться знакомством с мальчиком.
Выясняя принадлежность произведения С. Махотина к рассказу, небылице или сказке, надо определить главную цель этой истории. При всей необычности происходящих с Витей событий, цель автора – не развлечь читателей и не поведать о тайнах сказочного мира. С. Махотин рассказывает о характере мальчика, который благодаря своему упорству добился «прибавки в росте», а благодаря своей доброте помог повесить скворечник и провести телепередачи.
С точки зрения Вовки Семёнова, Витя – настоящий герой?
А с точки зрения учёных, которые определили, каким должен быть сказочный герой. Выходил ли Витя из дома? Встречались ли ему препятствия? Преодолел ли он их? Вернулся ли он домой повзрослевшим и поумневшим?
То, что в глазах Вовки Семёнова Витя – настоящий герой, видно из слов Вовки: «Вы не смотрите, что он маленький. Он, если захочет, всех нас перерастёт. Я знаю! Я с ним в одном доме живу!». Из этих слов понятно, что Вовка восхищается Витиной настойчивостью и целеустремленностью.
Чтобы ответить на последний блок вопросов, надо ещё раз вспомнить характерные черты, которые создают настоящего сказочного героя. Витя вышел из дома, на его пути встречались трудности и препятствия, которые он сумел преодолеть. Домой мальчик вернулся бесспорно повзрослевшим и поумневшим.
Можно сделать вывод, что герой Сергея Махотина Витя – настоящий сказочный герой.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Хрестоматия. Малаховская О.В.