Индийская сказка
Ответы к стр. 80 — 84
? Догадываешься, как называется сказка? Проверь себя: посмотри её название на странице 5 (Содержание).
Можешь предположить, что будет дальше? Понимаешь теперь, что такое БРОДЯЧИЕ сказочные истории?
Название этой сказки не указано в учебнике: прочитав её начало, мы должны сами предположить, как она называется, а затем проверить по странице «Содержание», действительно ли это так. Привлечение ещё одного популярного бродячего сюжета необходимо, чтобы мы поняли: бродячие сказочные истории – это не что-то единичное, это закономерность («Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, сказка братьев Гримм «О рыбаке и его жене»).
? С. 84
А ты сумеешь различить эти черты (черты САМОЙ ДРЕВНЕЙ сказки и черты ПРОСТО ДРЕВНЕЙ сказки)? По каким признакам?
В начале этой страницы учебник возвращается к обсуждению более сложной проблемы, которая касается различения самых древних сказочных историй и просто древних сказочных историй. Откроем с. 73 учебника, посмотрим на список сказок и вспомним с помощью этого списка, что самые древние сказки рассказывают о причинах природных явлений, а просто древние сказки рассказывают о героях-животных, которые побеждают, прибегнув к обману или хитрости. Вспомнив это, можно приступать к знакомству со сказкой (или с новыми чертами уже существующей сказки), в которой появляется новый герой – великодушный и благородный. Сразу хотелось бы заметить, что этот новый герой может быть прежним героем, но с новыми чертами характера: он может по-прежнему побеждать с помощью хитрости, но мотив его поведения уже другой – не личная корысть, а оказание помощи другим. В учебнике представлены именно такие сказки: они лучше всего показывают, как у прежнего героя (то есть героя, обладающего хитростью и умом) появляются такие черты характера, как бескорыстное желание помочь более слабому и беззащитному, попавшему в трудную ситуацию.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.