Ответы к стр. 167 — 169
? с. 167 — 168
— Помог ли вам поэт увидеть на картине то, на что вы раньше не обратили внимания? — спросила Евдокия Васильевна.
— Я только сейчас заметил, как статуи падают! — сказал Петя.
— И этот каменный дождь увидел!
Реплики Пети помогут обратить внимание на некоторые детали картины. Важно соотнести текст стихотворения и репродукцию.
— Пушкин представляет нам сцену беспощадной войны, которую Природа объявила людям, — сказала Евдокия Васильевна.
Прочитай первые две строчки текста. Они подтверждают мнение Евдокии Васильевны?
Поэт сравнивает пламя извергающегося вулкана с боевым знаменем. Это яркое, образное сравнение и создаёт ощущение, что силы Природы объявили людям войну:
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
— Поделите стихотворение на три смысловые части, — попросила учительница.
Ты тоже подели.
Стихотворение можно поделить по смыслу следующим образом:
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры* падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
В первой части поэт описывает сам вулкан. Во второй — говорит о землетрясении. В третьей — показывает панику, охватившую людей.
— Прочитайте вторую часть. Проследите за тем, куда устремляется и куда перемещается взгляд поэта.
— Получается, что и внизу, и сверху сплошной кошмар! — сказала Маша.
Ты так же это понимаешь?
Во второй части стихотворения взгляд поэта сначала устремлён вниз, на поверхность земли, подвижную от землетрясения. А затем вверх — на падающие с высоких постаментов статуи.
— А теперь прочитайте последнюю часть, — велела Евдокия Васильевна. — Как, какими подробностями нагнетается впечатление ужаса? Из каких слов понятно, что всюду — и сверху, и снизу — разрушение и смерть?
Можешь ответить на эти вопросы?
Из последней части стихотворения понятно, что на головы людей сверху летят камни (фрагменты рушащихся статуй и зданий), а всю землю под их ногами покрывает горячий пепел, «воспалённый прах» (продукт горения вокруг вулкана).
Определи, какой рифмой связаны первые две строчки стихотворения. А последние четыре? Ты сможешь объяснить именно
такой выбор рифм?
Первые две строчки стихотворения связаны парной рифмой. Последние четыре — охватной. В первых двух строчках поэт описывает начало землетрясения, сообщает, что Природа объявила войну людям. Для такого констатирующего описания подходит парная рифма. А в последних четырёх строчках охватная рифма помогает передать результат пробуждения стихии, показать, что разрушения охватили все пространство, что и сверху и снизу людям угрожает гибель.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.