Ответы к стр. 14 — 26
? с. 24
— Почему Геня был чужим для всех ребят во дворе? Просмотри внимательно первую половину рассказа и постарайся найти
все причины «нелюбви» ребят к Гене.
Первый блок вопросов возвращает к внимательному перечитыванию первой части рассказа. Все ребята во дворе не любят Геню, поскольку он очень от них отличается: он нелепый и болезненный мальчик, и даже отца у него нет не потому, что он, как у других ребят, погиб на фронте, а потому что мать с ним рассталась. Причиной постоянных насмешек были и нелепая фамилия Гени, и его смешная походка, и то, что у него всегда был заложен нос, и как нелепо из-за постоянных простуд был одет Геня, и то, что старенькая бабушка водила Геню за ручку в школу и из школы.
Найди в рассказе приметы послевоенного времени — их здесь много.
— Всё ведь важно? — переспросил Миша. — И то, как ребята одеты, и какие подарки они дарят?
— Конечно, — ответил Костя. — И что на праздничном столе, и какая мебель в доме, и отношение к немцам в связи с войной!
Разговор Миши и Кости обращает внимание на такие приметы послевоенного времени, как скромное угощение в доме Гени (карамельки и подушечки — единственное лакомство для детей), бедная одежда детей, отсутствие подарков (кроме скромного букета одуванчиков), настороженное отношение к тому, что Бетховен — немецкий композитор. В тексте также есть указание на то, что у половины ребят отцы погибли на фронте.
Правильным ли было решение матери пригласить всех на день рождения? Что же там произошло? Чувствовали ли ребята какое-то стеснение за праздничным столом? Что заинтересовало их в доме у Гени? Удивились ли ребята, когда Генина мама в первый раз сыграла на пианино? А как они вели себя, когда мама играла во второй раз? Были ли они полностью увлечены музыкой? Как ты думаешь, что потрясло ребят больше: сама музыка или то, что ее исполняла Генина мама — человек, которого они считали совершенно обыкновенным? Можно ли предположить, что ребята впервые открыли для себя красоту музыки?
Послушай «Музыкальный момент № 3, фа минор» Франца Шуберта, чтобы представить, какая музыка звучала на дне рождении у Гени.
Дочитав рассказ до конца, мы поймём, что решение матери пригласить всех на день рождения Гени было правильным — ребята изменили своё отношение к мальчику, над которым они раньше смеялись. Система вопросов обращает внимание на подробности и детали текста. Найдите и перечитайте оба фрагмента, где Генина мама играет на пианино. Видно, что, когда музыка заиграла в первый раз, это было неожиданным для детей: «Сестрички завороженно смотрели на её руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется». Дети продолжали есть угощение, но сидели тихо. Когда мама заиграла во второй раз, дети были уже полностью поглощены музыкой: «Все сидели тихо, не проявляя признаков нетерпения, хотя конфеты уже кончились. Ужасное напряжение, в котором всё это время пребывал Геня, оставило его, и впервые мелькнуло что-то вроде гордости: это его мама играет Бетховена, и никто не смеется, а все слушают и смотрят на сильные разбегающиеся руки. Мать кончила играть».
Скорее всего, ребят потрясла не только и не столько сама музыка, но то, что её исполняла Г енина мама — человек, которого они считали совершенно обыкновенным. В подтверждение этого можно вспомнить реплику Бобровой Вальки, произнесённую после того, как Генина мама сказала, что сам Геня сыграет в другой раз («Бойкая Боброва Валька недоверчиво и почти восхищённо произнесла: “А он умеет?”»). Можно предположить, что ребята впервые открыли для себя красоту музыки, поскольку они слушали игру Гениной мамы завороженно и удивлённо.
? с. 25
Какое еще открытие ожидало Гениных гостей? Как ребята отнеслись к Гениному искусству складывать бумажные игрушки? А с какой целью Геня делал эти игрушки: чтобы показать, на что он способен, или чтобы обеспечить игроков фантами? Важно ли, что Геня не хвастается своим искусством? Изменилось ли отношение ребят к Гене? Как характеризует Айтыра то, что он не завидует Гениному таланту, не относится к нему с пренебрежением, а тоже хочет научиться складывать бумажные игрушки?
Открытием для ребят стало Генино искусство складывать различные фигурки из бумаги, которому он обучился за долгие дни болезни. Найдите в тексте отрывок, из которого видно, что во время празднования своего дня рождения Геня начал делать бумажные фигурки, потому что они нужны были для игры в фанты. Важно, что Геня не хвастается своим искусством, своим талантом, которому «сам он не придавал никакого значения». Для Гени важно то, что это пустяковое, с его точки зрения, умение позволило ему по-новому взглянуть на ребят («Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они были совершенно не злые…») и изменило отношение ребят к нему, к Гене («Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили») и никто уже не смеялся над его постоянно шмыгающим носом.
То, что Женька Айтыр не завидует Гениному таланту, не относится к нему с пренебрежением, а тоже хочет научиться складывать бумажные игрушки и обращается к Гене за помощью, характеризует его, как человека, восприимчивого ко всему новому, способного восхищаться чужим талантом и не стыдящегося учиться чему-то.
Почему же ребята плохо относились к Гене до дня рождения? Они считали его маменькиным сынком? Не все про него знали? Случалось ли в твоей жизни, что ты плохо думал(а) о человеке, мало его зная, а потом, узнав больше, изменил(а) своё мнение? Как ты считаешь, улучшатся ли отношения Гени и ребят после дня рождения?
Эти вопросы направлены на то, чтобы мы задумались, а как мы относимся к людям и почему так, и всегда ли наше мнение о каком-то человеке — верное. Ребята во дворе считали Геню маменькиным сынком, не приспособленным к жизни, но, узнав его поближе, открыли в нём необычный талант, доброту и бескорыстие. Отношения Гени и ребят после дня рождения должны измениться в лучшую сторону.
— О какой красоте идёт речь в двух рассказах, которые вы прочитали, — Ирины Пивоваровой и Людмилы Улицкой? — спросила Евдокия Васильевна.
Ты можешь ответить на этот вопрос?
— Ты неправильно всё понимаешь, — сказала Таня Пете. — Дело не в самих бумажных игрушках и не в хорошей песне, которую поёт Люся Синицына! Красота — это Генин талант придумывать игрушки и ловко их складывать! Красота — это КАК Люся поёт песню! Правда ведь, Евдокия Васильевна?
Как ты думаешь, что сказала ребятам Евдокия Васильевна?
Вопрос Евдокии Васильевны и реплика Тани, адресованная Пете Захарову, нужны, чтобы мы задумались над тем, что красота в самих людях, в их талантах и способностях.
Все ли умеют ценить красоту, когда соприкасаются с ней? (Отвечая на вопрос, учитывай оба произведения!) Всегда ли красота вызывает чувство восхищения и любования? А могут ли проявления прекрасного вызывать чувство зависти? Всегда ли ты сам(а) радуешься проявлениям способностей других людей?
— Выходит, если Таня чудесно рисует, а я ей не завидую и радуюсь за неё, значит, я не такой уж черствый и эгоистичный? — спросил Миша.
Как ты ответишь Мише?
Этот блок вопросов направлен на то, чтобы мы примерили эту ситуацию к своей жизни. Важно понять, что умение замечать и ценить красоту — это ещё и умение радоваться проявлению чужих способностей.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.