Ответы к стр. 118 — 120
? с. 119 — 120
— Прочитай первую строфу. Видишь, что она состоит из двух четверостиший?
— В каждом четверостишии две строчки по краям рифмуются и две строчки посерёдке, — сказал Миша.
Ты тоже это заметил(а)? Проверь, сохраняется ли такая рифма в двух четверостишиях второй строфы?
— Такая рифма называется ОХВАТНОЙ, — сказала Евдокия Васильевна. — Крайние две строчки как будто охватывают, заключают в кольцо две строчки посередине.
Подумай, подходит ли такая кольцевая, охватная рифма для передачи впечатления от грозы?
Мы должны обнаружить, что в обоих случаях перед ними образцы охватной рифмы. Эта рифма, с одной стороны, как бы закольцовывает изображаемое, создаёт целостную, законченную картину. С другой стороны, внутри кольца, которое только в целом создаёт впечатление законченного уравновешенного образа, располагаются две энергичные напористые строки с парными рифмами. Таким образом, в целом охватная рифма создаёт впечатление «утихомиривания», уравновешивания того напора, натиска, той избыточности и эмоциональности, которые несут в себе строчки с парной рифмой. Использование такой рифмы очень подходит для изображения весны: напор весны с её чудесами и превращениями, с её каждодневными сюрпризами и подарками словно заключён в тяжёлую благородную раму.
— В каждой строфе как бы два кольца, связанных между собой, — продолжала Евдокия Васильевна. — В конце первого четверостишия нет никакой остановки — оно сразу перерастает во второе!
Проверь наблюдение Евдокии Васильевны. Прочитай каждую строфу ещё раз! Есть ли паузы между первым и вторым четверостишиями? А между третьим и четвёртым?
Прочитав стихотворение, мы убедимся, что оно читается почти на едином дыхании, а паузы делаются только в конце первой строфы и в конце всего стихотворения.
— Гроза — это всегда сильные звуковые впечатления, — заметила учительница. — Поэт очень чувствителен к ним. С помощью каких звуков он передаёт раскаты грома в первом четверостишии? А шелест листвы во втором? Свист ветра в последнем? Ты можешь ответить на эти вопросы?
Этот блок вопросов направлен на то, чтобы мы ещё раз внимательно прочитали стихотворение, обращая внимание на то, как поэт использует звукопись. В первом четверостишии раскаты грома переданы с помощью повтора звуковых сочетаний, содержащих звуки [р] и [р’]: «Как весел ГРОхот летних буРЬ, / Когда, взметая пРАХ летучий, / ГРОза, нахлынувшая тучей…». Во втором четверостишии слышен шелест листвы: «…И вся дубрава задроЖИТ / ШИроколиственно и ШУмно!..». Впечатление сильного ветра, гнущего большие деревья во время грозы, создаётся в третьем четверостишии: «Как под незримою пятой, / Лесные гнутся исполины…». В последнем же четверостишии это же поддержано звукописью: «Немолчно СЛЫшен птичий СВИст…» (здесь птичий свист ассоциируется со свистом ветра).
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.