Ответы к стр. 108 — 111
? с. 109
— В стихотворении три строфы, — отметила Евдокия Васильевна. — Прочитайте первую.
Ты тоже прочитай первую строфу.
— Какие определения поэт даёт сирени? — спросила Евдокия Васильевна.
Ты можешь ответить?
Определения: фиолетовая, белая, лиловая, ледяная, голубая, бестолковая.
? с. 110
— Он перечисляет цветовые оттенки! — сказала Таня, ученица художественной школы. — Даже «ледяная» — это цветовой оттенок!
Ты соглашаешься с Таней?
Какой цвет (или цвета) имеет в виду Таня Перова, когда говорит, что «ледяная» — это цветовой оттенок? Можно назвать такие оттенки: прозрачный, голубоватый, серебристый и другие, которые можно обнаружить, рассматривая лёд.
— Слово «перечисляет» здесь не подходит! — уточнил Костя.
— Поэт с восторгом рассматривает, какая разная эта сирень, а не «перечисляет»!
Может быть, Костя прав? Прочитай вслух первые три строчки — тогда сможешь ответить на этот вопрос.
Обдумывая замечание Кости о том, что поэт «с восторгом рассматривает, какая разная эта сирень», мы должны обратить внимание на три первые строчки стихотворения:
Фиолетовой, белой, лиловой,
Ледяной, голубой, бестолковой
Перед взором предстанет сирень.
Из этих строчек видно, что все цветовые оттенки, которые поэт обнаруживает в сирени, являются результатом его восторженного наблюдения. Он не просто смотрит на сирень, она «предстаёт» перед его «взором».
— К тому же «ледяная» — это не просто оттенок цвета, — добавил Костя. — Это ещё и ощущение влажного холодка в тени!
Тебе понравилось Костино замечание? А как ещё поэт называет сирень и почему он использует это слово?
Костино наблюдение поможет нкам ответить на вопрос: смотрит ли поэт на букет сирени, стоящий в комнате, или рассматривает куст сирени на открытом воздухе. Поэт называет сирень «бестолковой». Это, возможно, связано с её буйным цветением, в котором нет расчёта и логики.
Как ты думаешь, поэт (или его герой) смотрит на букет сирени или на куст сирени?
— В первой строфе об этом не говорится! — обиженно сказала Таня.
— Говорится, — возразила Евдокия Васильевна. — Поэт создаёт впечатление яркого солнечного света и мягкой тени.
Найди нужные строчки и подумай: листья так блестят на улице или в доме? А тень, которая напоминает облако, падает от букета или от целого куста?
Строчки, из которых понятно, что поэт смотрит именно на куст сирени, а не на букет:
Летний полдень разбит на осколки:
Острых листьев блестят треуголки,
И, как облако, стелется тень.
Первые две строчки создают впечатление яркого солнечного света, играющего на гладких плотных листьях, а третья — мягкой тени в форме облака, которую отбрасывает куст сирени.
Объясни строчку «Летний полдень разбит на осколки»: о каких осколках идёт речь?
Чтобы объяснить строчку «Летний полдень разбит на осколки», можно обратить внимание на следующую строчку: «Острых листьев блестят треуголки». Поможет Мишино объяснение: «Поэт сравнивает листья сирени с осколками. Листья — острые, треугольной формы, да ещё блестят на солнце, как стёклышки».
— Читайте дальше, — сказала Евдокия Васильевна. — Удаётся ли поэту передать впечатление большого душистого куста в окружении пчёл? Как он добивается того, чтобы мы их слышали?
Как ты ответишь на эти вопросы?
Впечатление большого, свежего, душистого и яркого куста сирени передано в строчках: «Сколько свежести в ветви тяжёлой» и «Допотопная блещет краса». Жужжание пчёл, окружающих куст, поэт передаёт с помощью звукописи: «сколько свеЖЕсти в ветви тяЖЁлой»; «ваЖные пчёлы».
— А нравится ли поэту букет, написанный Петром Кончаловским? — спросила Евдокия Васильевна. — Подтвердите, что художник помог поэту увидеть красоту живой сирени.
Ты можешь это подтвердить?
Помогали ли тебе художники увидеть красоту окружающего мира? Приведи, если сумеешь, конкретный пример.
То, что художник помог поэту увидеть красоту живой сирени, подтверждают строчки:
Тем сильней у забора с канавкой
Восхищение наше, с поправкой
На тяжелый музейный букет…
Из этих строчек видно, что, по мнению поэта, каждый человек, который видел «Сирень» Кончаловского, теперь невольно будет смотреть на живую сирень глазами именно этого художника («с поправкой на тяжелый музейный букет…»).
При желании можно поделиться своими переживаниями, связанными с восприятием живописных произведений, когда художники помогли им увидеть красоту окружающего мира.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.