11. Прослушайте фрагмент рассказа К. Паустовского «Прощание с летом». Выскажите устно своё отношение к прочитанному.
(1) Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит всё дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.
(2) Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда тёмная вода хлестала в окна.
(3) Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал…
(4) Лучше всего было по вечерам. Мы затапливали печи. Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре – портрете художника Брюллова.
(5) Ярко горели лампы, и всё пел и пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид. Как только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно – может быть, оттого, что стёкла запотевали и не было видно одинокой берёзовой ветки, день и ночь стучавшей в окно.
(6) После чая мы садились у печки и читали. В такие вечера приятнее всего было читать очень длинные и трогательные романы Чарльза Диккенса или перелистывать тяжёлые тома журналов «Нива» и «Живописное обозрение» за старые годы.
(7) По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. Приходилось вставать и закутывать его тёплой шерстяной тряпкой. Фунтик благодарил сквозь сон, осторожно лизал руку и, вздохнув, засыпал. Темнота шумела за стенами плеском дождя и ударами ветра, и страшно было подумать о тех, кого, может быть, застигла эта ненастная ночь в непроглядных лесах.
Выполните задания.
1 А) Б) Почему автор назвал медный самовар инвалидом?
Старый, может быть, помятый, долго живёт в доме.
2 А) Б) Как вы думаете, почему, по мнению автора, «конец ноября — самое грустное время в деревне»?
Несколько дней, не переставая, льёт холодный дождь. Шумит мокрый ветер. В четыре часа дня уже зажигают керосиновые лампы, кажется, что лето окончилось навсегда и земля уходит всё дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.
3 А) Выпишите из 1-го и 2-го абзацев слова и сочетания слов, которые помогают представить осень.
Лил холодный дождь, шумел мокрый ветер, зажигали керосиновые лампы, лето окончилось, глухие туманы, неуютная темень и стужа, конец ноября, грустное время, вода хлестала в окна.
3 Б) Выпишите из 4-го и 5-го абзацев словосочетания слов, которые помогают представить уютную комнату.
Лучше по вечерам, затапливали печи, шумел огонь, багровые отсветы, бревенчатые стены, гравюра – портрет, горели лампы, пел песню, медный самовар-инвалид, становилось уютно, стёкла запотевали.
4 А) Перепишите 1-й и 2-й абзацы, вставляя пропущенные буквы.
(1) Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит всё дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.
(2) Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда тёмная вода хлестала в окна.
4 Б) Перепишите 7-й абзац, вставляя пропущенные буквы.
(7) По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. Приходилось вставать и закутывать его тёплой шерстяной тряпкой. Фунтик благодарил сквозь сон, осторожно лизал руку и, вздохнув, засыпал. Темнота шумела за стенами плеском дождя и ударами ветра, и страшно было подумать о тех, кого, может быть, застигла эта ненастная ночь в непроглядных лесах.
5 А) Выпишите из текста имена собственные.
Брюллов, Чарльз Диккенс, «Нива», «Живописное обозрение», Фунтик.
5 Б) Выпишите из текста не менее пяти слов, написание которых надо проверять по орфографическому словарю.
Керосиновые, ноябрь, деревня, гравюра, берёзовая.
6 А) Б) Подробно перескажите (письменно) последние два абзаца.
После чая мы садились читать у печки. Приятнее всего было читать длинные и трогательные романы Чарльза Диккенса или перелистывать тяжёлые тома журналов «Нива» и «Живописное обозрение». По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. Приходилось вставать и закутывать его тёплой шерстяной тряпкой. Фунтик благодарил сквозь сон, лизал руку и засыпал. Темнота шумела за стенами плеском дождя и ударами ветра. Страшно было подумать о тех, кого застигла эта ненастная ночь в непроглядных лесах.
← Предыдущее | Следующее → |
Ответы к заданиям. 5 класс. Русский язык. Учебник. Часть 1. Рыбченкова Л.М.