Ответы к стр. 35 — 37
1. Как давно существуют истории, которые называются БАСНЯМИ?
Басни появились 4000 лет назад.
2. Первые басни — современницы каких сказок: САМЫХ ДРЕВНИХ, ПРОСТО ДРЕВНИХ или МЕНЕЕ ДРЕВНИХ?
Первые басни – современницы просто древних сказок.
3. Кто чаще всего становится героем басен? А кого обычно касается вывод из басни?
Чаще всего героями басен являются животные, а вывод из басни всегда касается человека.
4. Докажи на любом примере, что БАСНЯ имеет тесную связь со сказкой о животных. А теперь зачитай те строчки в басне, которые отличают басню от сказки о животных.
Можно привести в качестве примера любую басню, героями которой являются животные и в которой есть
отдельно сформулированная мораль. Сначала зачитываем повествование: занимательную историю о животных. В этом сходство басни со сказкой о животных. Затем зачитываем мораль басни и отмечаем, что в сказке не бывает отдельно сформулированного вывода. Таким образом, сказка и басня отличаются по своему построению.
5. Как называются короткие произведения устного народного творчества, которые появились в то же время, что и самые первые басни? В каких случаях они используются?
Короткие произведения устного народного творчества, которые появились в то же время, что и самые первые басни, – это пословицы. Это остроумные народные выражения, с помощью которых даётся меткая оценка самым разным жизненным ситуациям. Авторы басен использовали пословицы в качестве морали в своих произведениях.
6. Приведи примеры басенных историй, которые можно назвать БРОДЯЧИМИ историями.
Это истории о Лисице и Вороне, о Лисице и винограде, о Волке и Журавле, о рыбаке и рыбке и др.
7. Сколько частей, как правило в басне? Как они называются? Где может находиться та часть, которая содержит вывод?
В басне, как правило, две части: повествование и мораль. Мораль, которая содержит вывод, может находиться как в конце, так и в начале басни.
8. Докажи на примере любой басни Крылова, что в баснях — особый смех: скорее горький, чем весёлый.
Чтобы доказать, что в баснях особый смех – скорее горький, чем весёлый, можно выбрать басню И. Крылова «Квартет». Смешным положение участников квартета делает и то, что они не понимают, что надо учиться, чтобы стать музыкантом; это вызывает горький, грустный смех, так как герои к серьёзному искусству музыкантов относятся поверхностно, не понимая, что это занятие требует таланта и умения.
9. Сочини басню, в которой будет такая мораль: «Любишь кататься — люби и саночки возить».
Бытовые ситуации, которые могут дать тему для басни с моралью-выводом: «Любишь кататься – люби и саночки возить», обсуждались в учебнике («Русский язык», 2 класс, часть 2, с. 54–55) и на уроке по литературному чтению в 3 классе (часть 2 учебника, с.15).
10. Возьми в библиотеке сборник басен Сергея Михалкова: убедись в том, что басни пишутся и в наше время!
Басни Сергея Михалкова: «Аисты и лягушки», «Заяц и черепаха», «Муха и пчела», «Слон-живописец», «Коты и мыши».
ЛЕНТА ВРЕМЕНИ
4000 лет назад | 2500 лет назад | 350 лет назад | 200 лет назад | Наше время |
Просто древние сказки
Первые басни Первые пословицы |
Менее древние сказки
Басни Эзопа |
Басни Лафонтена | Басни Крылова | Басни Михалкова |
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.