С. 46
Задача этой главы – на материале прозаических и поэтических текстов обсудить некоторые аспекты природы смешного в литературном произведении.
Первый текст этой главы – рассказ Л. Каминского «Сочинение» – показывает, что смешными нас могут делать наши недостатки. Эта тема уже обсуждалась во 2 классе, во время изучения «Сказок про Змея Горыныча» А. Седова (учебник «Литературное чтение», 2 класс, ч. 2).
Рассказ Л. Каминского даёт возможность ещё раз обратить внимание на существование разной эмоциональ
ной и смысловой окраски смеха. Эта проблема обсуждалась уже в первой главе «Набираемся житейской мудрости».
Мы выяснили, что поскольку цель басни – обратить внимание людей на их проблемы и недостатки, то и смех она вызывает особый: не весёлый, а с оттенком грусти и даже горечи. Этот оттенок невеселого смеха есть и в рассказе Л. Каминского.
Нам уже знаком такой приём, как контраст, который может быть в основе смешного. Мы обнаружили это, когда читали и обсуждали во 2 классе рассказ В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!». Приём контраста можно обнаружить в рассказах Л. Каминского, И. Пивоваровой, Н. Тэффи и в поэтических текстах М. Яснова и Г. Остера.
Обсуждая эти и другие литературные тексты, мы будем с помощью системы вопросов выяснять, почему тот или иной текст или фрагмент текста кажется смешным, что именно вызывает смех. В конце этой главы, на с. 77, мы прочитаем плакат Летучей Мыши, который поможет нам понять и объяснить секреты смешного в различных фрагментах рассказа В. Драгунского «Ровно 25 кило».
Высказывания, помещённые на этом плакате Летучей Мыши, как бы подводят итог тем наблюдениям, которые мы уже сделали самостоятельно на материале других текстов. Они позволят как-то систематизировать некоторые причины того, почему нам бывает смешно.
Смешно, когда что-то НЕ ТАК: не так, как хочется; не так, как ожидаешь (эту закономерность можно проследить на примере текстов И. Пивоваровой, М. Бородицкой, Л. Яковлева, К. Чуковского, Т. Пономарёвой, В. Драгунского и др.).
Смешно, когда кто-то чего-то не понимает (это наблюдение находит свое подтверждение в текстах Л. Яковлева, М. Яснова, В. Драгунского и др.).
Смешно, когда что-то не получается или получается наоборот (этот вывод можно сделать, прочитав тексты И. Пивоваровой, М. Бородицкой, М. Яснова, Л. Яковлева, В. Драгунского и др.).
Смешно, когда есть ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ (этот приём используется в текстах Н. Тэффи, В. Драгунского и др.).
Ещё один источник смешного, на который учебник обращает особое внимание, – это маленькие дети: их высказывания и поступки. Отрывки из книги К. Чуковского «От двух до пяти» позволяют обнаружить, что маленькие дети очень наблюдательны, что они обладают особым свежим взглядом на мир, благодаря которому способны порождать необычные словосочетания и рассуждения, часто очень смешные. Очень смешной рассказ Н. Тэффи «Преступник» показывает, как рассуждает и думает пятилетний мальчик, что для него является ценностью и что может его испугать.
Особое внимание в этой главе уделено смыслу тех названий, которые авторы дают своим произведениям. Так, например, писатель Надежда Тэффи назвала свой рассказ «Преступник», конечно же, в шутку. Совершенно понятно, что автор смотрит на маленького Вовку и на его проступки с доброй усмешкой, а не с осуждением. Название этого рассказа само по себе кажется смешным, потому что представляет контраст с пятилетним возрастом главного героя.
Юмористический смысл названия рассказа Виктора Драгунского «Ровно 25 кило» заключается в том, что тот, кто весит ровно 25 кило, не выиграл приз, выпив лишние поллитра воды, а тот, кто недобирает нужный вес, выигрывает конкурс за счет всё той же выпитой воды.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.