Олимпиадное задание, с. 7.
В самом начале части 3 учебника детям предлагается выполнить одно из олимпиадных заданий, которое правильно выполнил Миша.
Нужно просклонять слова МАТРАС и МАТРАЦ и убедиться, что в некоторых формах у них разные окончания.
Ед. число:
И.п. матрас, матрац;
Р.п. матраса, матраца;
Д.п. матрасу, матрацу;
В.п. матрас, матрац;
Т.п. матрасом, матрацем;
П.п. на матрасе, на матраце.
Мн. число:
И.п. матрасы, матрацы;
Р.п. матрасов, матрацев;
Д.п. матрасам, матрацам;
В.п. матрасы, матрацы;
Т.п. матрасами, матрацами;
П.п. на матрасах, на матрацах.
Школьники должны не просто выявить эти формы, но и попытаться объяснить разницу в их написании. А она объясняется тем, что основа слова матрац заканчивается на Ц и что существуют особые правила написания окончаний слов с основой на шипящий и Ц. Это связано с ударной и безударной позицией окончания. В части 1 учебника такое правило было сформулировано для существительных с основой на шипящий (с. 137). Теперь можно дополнить это правило и существительными с основой на Ц.
В ударной позиции пишется буква О:
Т.п. ед.ч.: храбрецом;
Р.п. мн.ч.: храбрецов.
В безударной позиции – буква Е:
Т.п. ед.ч.: матрацем,
Р.п. мн.ч.: матрацев.
Следующее → |