81. Запиши только те предложения (№1-4), где в глаголах требуется выбрать букву окончания. В какой форме стоят здесь глаголы? Как ты будешь определять в них личные окончания? А в остальных предложениях (№1-4) — в какой форме стоят глаголы?
1. Докажите мне, что вы — артист! Чем вы это докажете?
2. Проводите меня, пожалуйста. Вы ведь меня проводите?
3. Протяните мне руки. Когда вы протянете мне руку, я за неё ухвачусь.
4. Напишите мне письмо! Сначала вы напишете письмо, потом положите его в конверт, заклеите его и опустите в почтовый ящик.
5. Не пищите! Зачем вы пищите?
В первых предложениях каждой группы глаголы выражают требование или просьбу, следовательно, они стоят в повелительной форме. Во вторых предложениях каждой группы глаголы стоят во 2-м лице мн.ч.
Затем дети записывают предложения №1–4, где в глаголах требуется выбрать букву окончания (глаголы стоят во 2-м л. мн.ч.). Для того чтобы записать эти глаголы правильно, необходимо определить спряжение глаголов по их начальной форме:
докажете (доказать – I спр.);
проводите (проводить – II спр.);
протянете (протянуть – I спр.);
напишете (написать – I спр.);
положите (положить – II спр.);
заклеите (заклеить – II спр.);
опустите (опустить – II спр.).
Запиши последние два предложения (№5) на одной строчке. Сравни выделенные глаголы. Как ты думаешь, это разные формы глагола пищать, которые выглядят одинаково? Разбери их по составу. Учти: состав у них разный!
В первом предложении это повелительная форма мн.ч., во втором – это форма 2 л. мн.ч. Из чего делается вывод, что это разные формы одного глагола, которые выглядят и произносятся одинаково.
В этом упражнении встречались формы одного глагола, которые на письме выглядели одинаково, но отличались местом ударения. Например, проводите – проводите. В последнем случае две формы абсолютно идентичны.
Далее предлагается разобрать эти формы по составу. Перед тем как приступить к выполнению этого задания, необходимо познакомиться с содержанием плаката Летучей Мыши на с. 110.
Если глагол стоит в форме 2-го л. мн.ч. в настоящем или будущем времени, то последние три буквы в нём – это окончание. Чтобы правильно записать безударное личное окончание глагола, необходимо определить его спряжение по начальной форме. Если это глагол I спряжения – окончание «-ете», если II – «-ите».
Если глагол стоит в повелительной форме, то последние три буквы ЙТЕ или ИТЕ имеют следующий состав: «-й-» и «-и-» это суффиксы повелительной формы, а «-те» – окончания мн.ч. повелительной
формы.
Затем мы разбираем по составу формы глагола пищать.
В первом предложении пищите стоит в повелительной форме, следовательно, «-и-» –суффикс, «-те» – окончание. Во втором предложении пищите стоит в форме 2-го л. мн.ч. настоящего времени, поэтому «-ите» – окончание:
пищ/и[те], пищ[ите]
← Предыдущее | Следующее → |