77. Прочитай ещё один отрывок из того же рассказа.
— Ну-ка, расскажи, что ты подаришь своему дружку на день рождения? – спросил папа.
— Есть подарочек, — сказал я. — Сегодня Вера Сергеевна гуся выпотрошила, и я у неё выпросил гусиное горло, чтобы Мишке подарить.
— Покажи, — сказал папа.
Я вытащил из кармана гусиное горло.
Теперь ты вспомнил(а), как называется этот рассказ?
Это рассказ «Гусиное горло.»
Какие орфограммы пропущены в словах?
В слове подаришь две орфограммы:
1) безударный гласный в окончании глагола 2 л. ед.ч. будущего времени. Для того чтобы его правильно написать, необходимо определить спряжение глагола по его начальной форме (подарить – II спр.);
2) мягкий знак после шипящего на конце глагольной формы.
В слове подарочек пропущена орфограмма «беглый гласный в суффиксе слова». Чтобы её проверить, надо поставить слово в форму Р.п. ед.ч. – нет подарочка. Поскольку звук исчезает, значит, это беглый гласный Е, и в слове надо писать букву Е.
В словах выпотрошила, выпросил, вытащил пропущена орфограмма «безударный гласный» перед суффиксом «-л-» в глаголах прошедшего времени. Чтобы написать букву, надо поставить глагол в начальную форму (так как это глагольный суффикс) и посмотреть (или вспомнить), как пишется этот глагольный суффикс в начальной форме. В данном случае этот безударный гласный можно проверить (как мы уже говорили, что это возможно не всегда). Для этого в этих словах выделена приставка «вы-». Если поставить эти глаголы в начальную форму, затем подобрать родственные слова без приставки, то в этих начальных формах этот гласный будет ударным:
выпотрошила (выпотрошить) – потрошить;
выпросила (выпросить) – просить;
вытащил (вытащить) – тащить.
Встречаются ли в тексте глаголы в повелительной форме?
Запиши текст правильно. После этого выпиши глаголы в повелительной форме столбиком. Рядом с каждым запиши повелительную форму мн.ч. и поставь в формах ударение.
Следующее задание, которое выполняют ребята: находят глаголы в повелительной форме, выписывают их столбиком, рядом записывают форму мн.ч. этих глаголов и ставят ударение в этих формах:
расскажи́ – расскажи́те;
покажи́ – покажи́те.
Во второй части этого упражнения продолжается работа над образованием повелительной формы глаголов. Особое внимание уделяется глаголам, которые в начальной форме имеют глагольный суффикс «-и-» и повелительную форму образуют с помощью суффикса «-и-».
Из рассуждений Евдокии Васильевны надо понять, что суффикс «-и-» в форме проявить и суффикс «-и-» в форме прояви – это разные суффиксы.
← Предыдущее | Следующее → |