58. Объясните устно по цепочке, какие окончания надо писать у выделенных глаголов. Почему именно такие? Вам пришлось определять спряжение? Вы заметили в тексте глагол-исключение?
На дорожки, на тропинки,
Там, где были лужицы,
Дед Мороз кидает льдинки
И на льдинках кружится.
По реке скользит, морозит,
В ивы дышит сединой,
Снег кидает под полозья
Рукавицей ледяной.
А потом, схватив охапкой,
Насыпает на крыльцо,
Бьёт по стёклам мёрзлой шапкой,
Озорно пылит в лицо.
(Г. Лагздынь)
Запиши текст, вставляя нужные буквы. Покажи письменно, как образовано слово льдинка. Имей в виду, что оно образовано от основы другого существительного ж.р., а то, в свою очередь, образовано от основы существительного м.р. Проверь себя по словарю. Чередование какого гласного звука c нулевым звуком в корне произошло при образовании этого слова? Покажи: […]/[-].
а) само слово льдинка образовано от основы слова льдина: льдин/ + к + … = льдинка;
б) но слово льдина было образовано, в свою очередь, от основы слова лёд: лёд/ + ин + … = льдина.
Таким образом, мы должны восстановить последовательность:
1) лёд/ + ин + … = льдина;
2) льдин/ + к + … = льдинка.
При образовании слова льдина от основы слова лёд имело место чередование звука [о] c нулевым звуком: [о]/[-].
← Предыдущее | Следующее → |