33. Запиши словосочетания.
I II
Налить (нальёшь) воды; грузить (груз…шь) вагон;
I I
сеять (се…шь) пшеницу; забить (забьёшь) гол;
I I
зашить (зашьёшь) дырку; уснуть (уснёшь) на уроке;
I I
колоть (кол…шь) дрова; шагать (шага…шь) по улице;
I
вязать (вяж…шь) шарф.
Нам дан двухшаговый алгоритм при определении спряжения глагола: 1) сначала обязательно проверить, являются ли личные окончания ударными; 2) затем (если окончания безударные) посмотреть на глагольный суффикс. Поскольку процедура требует двух шагов, а не одного, к упражнению прилагается не только инструкция, но и подсказка (образец рассуждения).
Восемь из девяти глаголов – I спряжения. Три глагола (они выделены жирным шрифтом) могут сбить с толку, поскольку букву И в корне можно спутать с глагольным суффиксом. В этой связи определение спряжения этих глаголов рассматривается дальше в рамках интриги: возможные ошибки приписываются Пете Захарову. Необходимо специально остановиться на этих трёх глаголах, а также на глаголах, от которых они были образованы (бить, лить, шить), и ещё на трёх аналогичных (вить, жить, пить), записать их в тетради, выделить у каждого корень, написать в скобках ударную личную форму и поставить цифру спряжения:
Би/ть (бьёшь) – I и т. д.
Попробуй определить спряжение глаголов (укажи цифру спряжения над глаголами). Пользуйся инструкцией и подсказкой!
← Предыдущее | Следующее → |