8. Найди в «Музейном Доме» картину Аркадия Рылова «Зелёный шум».
Художник видит только то, что перед его глазами, или и то, что очень далеко от него?
Вдалеке за рекой (на заднем, дальнем плане картины) видны речные притоки, островки суши между ними и угадывается линия горизонта. Таким образом, понятно, что взгляд художника простирается вдаль.
Какое время года изобразил художник? Какие деревья он написал?
Судя по густой листве деревьев, художник изобразил разгар лета. На первом плане картины изображена, по одной версии, сосна (мы видим только её коричневато-оранжевый ствол). По другой версии, изображена не сосна, а берёза: нижнюю часть её ствола освещение окрашивает в сиренево-коричневый цвет, а верхняя часть ствола этого дерева и его правая боковая ветка показывают, что это всё-таки берёза. Поодаль от этого большого дерева – молодые тонкие белоствольные берёзки, чуть дальше влево – большая берёза с пятнистым чёрно-белым стволом, а ещё дальше в центре – ёлочки.
Как тебе кажется, день солнечный или пасмурный, жаркий или прохладный, ветреный или тихий?
День солнечный, жаркий, но ветреный. Мы заметили, как ярко, контрастно освещена трава и облака.
Что помогает тебе увидеть ветер? (Обрати внимание на ветви и листья деревьев, на плывущие по небу облака.) «Попутешествуй» по картине. Для этого представь себе, как полетит берёзовый листочек, подхваченный ветром.
Кроме гонимых ветром плотных облаков и развевающихся ветвей деревьев свидетельством ветреной погоды является то, как натянуты паруса лодочек, быстро плывущих по реке. Мы чувствуем движение, которым проникнута картина.
Понимаешь, о чём говорится в названии картины? Как ты думаешь, название картины выражает её тему или главное впечатление художника?
В названии картины речь идёт о шелесте зелёных листьев, которые развеваются на ветру. Название картины «Зелёный шум» выражает одно из впечатлений художника, точнее, его звуковое впечатление от ветреного летнего дня.
Вернись к картине французского художника Клода Моне «Прогулка» и сравни её с картиной Аркадия Рылова.
Где находился французский художник, когда рисовал даму с ребёнком, – на возвышении или в низине? А где находился русский художник, когда писал свой пейзаж?
Картина Клода Моне написана с точки зрения снизу, то есть французский художник находился в низине и смотрел снизу вверх. От этого фигура женщины кажется возвышающейся над землёй и заслоняет собой часть неба. Обратим внимание на то, как написан зонт, и представим себе, с какой точки зрения можно его так увидеть. Точку зрения снизу в живописном произведении иногда «называют» «лягушачьей» перспективой.
Русский художник писал свой пейзаж, стоя на возвышении (чуть выше деревьев, которые изображены на первом плане), что позволило ему показать уходящие к горизонту дали. Такой взгляд сверху вниз называют «орлиной» перспективой.
Художники изобразили одно и то же время года или разное? Похожа ли погода в их картинах? В чём же это сходство?
На обеих картинах изображён солнечный ветреный летний день.
Рассмотри, как падает тень от фигуры дамы на картине Моне. Сможешь определить, с какой стороны расположено солнце? А теперь обрати внимание, как падают тени от деревьев на картине Рылова. Определи, с какой стороны светит солнце.
На картине Клода Моне солнце расположено позади фигур, чуть справа, а на картине Рылова солнце находится перед деревьями (как бы со стороны зрителя) слева.
Видно ли на картине Клода Моне, в какую сторону дует ветер? А как узнать о направлении ветра на картине Аркадия Рылова?
Судя по тому, в какую сторону наклоняется трава, и по тому, как закручивается юбка вокруг женской фигуры, ветер на картине Клода Моне дует справа налево. А направление ветра на картине Аркадия Рылова видно из того, как развеваются ветви деревьев и как наполняются ветром паруса лодочек, плывущих по реке. Ветер на картине русского художника дует, наоборот, слева направо.
Ты можешь услышать шум ветра в этих картинах – услышать те звуки, которыми он наполнен? А почувствовать запахи, которые ветер принёс?
Глядя на картину «Зелёный шум», можно услышать шелест листьев, почувствовать запах травы и цветов, ощутить влажный речной воздух, который приносит ветер. Услышать ветер на картине «Прогулка» можно в шелесте развевающейся на ветру и закручивающейся юбке, а также в трепетании натянутой ткани зонта, которую напрягают потоки воздуха. Когда смотришь на картину французского художника, можно представить себе, что ветер несёт запах прогретой травы, полевых цветов и, возможно, лёгкий запах дамских духов.
Какими похожими впечатлениями делятся с нами художники?
Оба художника делятся с нами ощущением простора, больших воздушных пространств, которое удаётся передать путём изображения ветра. В первом случае (у Рылова) ощущение простора возникает благодаря тому, что изображение ветра на первом плане сочетается с большим обзором, а во втором случае (у Моне) – благодаря тому, что две трети картины занимает изображение неба. В обеих картинах всё вокруг наполнено движением. Оба художника делятся впечатлением свежести и свободы, которые вызваны солнечным летним днём, одновременно жарким и ветреным.
← Предыдущее | Следующее → |