36. Прочитай текст 1.
КАК ЖИВУТ И ПИТАЮТСЯ ЗВЕРИ ЗИМОЙ
Зима для зверей — время бескормицы и холода. Как же они преодолевают эти сложности? Зимой белка живёт в дуплах или гнёздах. Подготавливая жильё на зиму, белка устраивает в нём тёплую подстилку из сухой травы, мха и шерстинок. Выход из гнезда белочка закрывает мхом или пучком сухой травы. Несмотря на свою тёплую шубку, в сильные морозы она совсем не выходит из- гнезда. Питается белка семенами еловых шишек и запасами грибов и орехов, заготовленных с лета и осени. Лисицу от сильных морозов предохраняет густая, пушистая шубка. Ноги лисицы к зиме сплошь обрастают густой шерстью. Лисица зимой как бы в валенках, и ноги её не зябнут даже в сильные морозы. Но всё-таки зима — самое тяжёлое время для лисицы. Добывать пищу зимой очень трудно. Долго приходится лисице рыскать по полю. Чтобы насытиться, ей нужно поймать много мышей и полёвок. Волки хорошо переносят сильные морозы. Зимой волки живут стаями по 10—12 особей: Волчьи стаи рыщут по полям и дорогам, ищут добычу. В поисках пищи волки пробегают очень большие расстояния. Недаром появилась поговорка: «Волка ноги кормят». И всё же зимой волки почти всегда голодны. Трудно им бегать по глубокому снегу и добывать пищу.
(По А. Клыкову и С. Покровскому)
О жизни каких животных можно узнать из этого текста?
Работая с первым текстом, дети определят, что речь в нём идёт о жизни белки, лисицы и волка зимой.
Раздели текст на части по смыслу.
Может получиться три или четыре (если первые два предложения выделить в самостоятельный абзац-вступление) части.
Есть ли в тексте научная информация о жизни животных? А какие слова и выражения могут быть использованы только в художественном тексте? Нужно ли быть учёным и хорошо знать мир природы, чтобы написать такой текст? А талант писателя необходим?
Научная информация в тексте излагается просто и занимательно, а точные научные сведения (например: «Питается белка семенами еловых шишек и запасами грибов и орехов, заготовленных с лета и осени» или «Зимой волки живут стаями по 10–12 особей») сочетаются с такими словами и выражениями, которые могут быть использованы только в художественном тексте (например: «Лисица зимой как бы в валенках…» и др.).
Этот текст научный или художественный?
Вывод: текст, в котором литературное изложение сочетается с научными сведениями, называется научно – популярным текстом. В нём интересно и просто излагаются научные сведения.
Прочитай ещё один текст о жизни лесных зверей.
ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ ВЕСНОЙ
Весной звери просыпаются от зимней спячки.
Медведи выходят из берлоги после вскрытия рек. Когда солнышко пригреет сильнее и проталин на пригорках появится уже больше, выходят из берлог и медведицы с медвежатами.
У лесных зверей весной появляются детёныши — лесные малыши.
У белки в её гнезде бывает четыре—семь крошечных бельчат. Белка очень заботливая мать, она кормит их молоком, охраняет от врагов. Пройдёт дней восемь, у бельчат откроются глаза, тельце их обрастёт шерстью, но они ещё слабы и беспомощны. Пройдёт ещё неделя, бельчата уже значительно выросли, окрепли и начинают выглядывать из гнезда. В это время они ещё неопытны и очень доверчивы. Пройдёт ещё две недели, и характер бельчат совсем изменится. Они сделаются недоверчивыми, пугливыми: при малейшей опасности прячутся в гнездо. Белка-мать научила их осторожности.
Когда апрельское солнце обогреет землю и покажется молодая зелень, у лисицы появится пять или восемь слепых, но крепких лисят. Выбегать наружу они начнут тогда, когда станут зрячими и обрастут шёрсткой.
Лисица-мать внимательно следит, не угрожает ли кто-нибудь её детёнышам. При малейшей опасности её короткий лай заставляет лисят тотчас прятаться в нору.
(По М. Богданову)
О каких животных говорится в этом тексте?
Речь идёт о том, как медведи, белки и лисы выращивают своё потомство весной.
Этот текст можно назвать научным или научно-популярным? Объясни свой ответ.
Этот текст можно назвать научно-популярным. В тексте точная научная информация сочетается с живым и интересным изложением.
Подготовь устное сообщение о жизни белки в зимнем и весеннем лесу. Для этого выбери нужные сведения из текстов 1 и 2.
Твой сосед по парте пусть составит сообщение о жизни лисы, используя оба текста. Постарайся, чтобы ваши сообщения были одновременно и точными, и интересными.
В заключение этой работы каждая пара учащихся, сидящих за одной партой, составит два сообщения (один из учеников – о лисе, а другой – о белке), выбирая из текстов 1 и 2 только нужные сведения. Это задание позволяет подготовить детей к написанию рефератов в средней и старшей школе, учит школьников использовать несколько источников для составления наиболее полного сообщения (доклада).
← Предыдущее | Следующее → |