1. Прочитай текст 1.
1. ТЕТЕРЕВА
Взошло, заиграло над лесом весёлое зимнее солнышко, зажгло янтарным светом снега.
Вылетели из ночных лунок, из глубокого пушистого снега красавцы тетерева, расселись на освещённом солнцем, украшенной кружевным инеем берёзе.
Кормятся, отдыхают тетерева. Клюют берёзовые душистые почки. Спокойно гуляют под деревьями, оставляя на чистой скатерти красивые крестики своих следов.
Большими дружными стаями всю зиму живут тетерева. На ночь зарываются в снег, делают в сугробах глубокие ямки – лунки. Не достанут в снегу тетеревов их злейшие враги – ястреб и лиса.
(И. Соколов-Микитов)
Найди в тексте и выпиши в тетрадь все слова-названия признаков в начальной форме. Слова записывай столбиком в левой стороне листа.
весёлый
зимний
янтарный
ночной
глубокий
пушистый
кружевной
берёзовый
душистый
чистый
красивый
большой
дружный
глубокий
Знакомы ли тебе другие тексты этого автора? О чём он обычно писал?
Ивана Соколов-Микитов обычно писал о природе и животных.
Автор — наблюдательный человек? Чувствуется ли в его текстах очень точный взгляд учёного? Найди в начале текста такие выражения и сравнения, которых не бывает в научном тексте. Зачитай их.
А какой абзац можно поместить в научный текст?
Автор – очень наблюдательный человек. С одной стороны, он воспринимает мир поэтически и использует такие выражения, как «заиграло над лесом весёлое зимнее солнышко, зажгло янтарным светом снега», которых не может быть в научном тексте, а с другой стороны, сообщает точные научные сведения из жизни птиц: «Большими дружными стаями всю зиму живут тетерева. На ночь зарываются в снег, делают в сугробах глубокие ямки – лунки. Не достанут в снегу тетеревов их злейшие враги – ястреб и лиса».
Теперь прочитай текст 2.
2. Тетерев — птица средней величины: вес его колеблется от 700 до 1600 г. Он довольно стройный и подвижный. Большую часть жизни проводит на земле, хотя зимой почти повсеместно кормится на деревьях.
Самцы тетерева крупнее самок и имеют резко отличную от них окраску оперения. Тетерев-самец чёрный, с металлически-синим или зелёным блеском на голове, шее, зобе и нижней части спины. На крыле заметно зеркальце — белая поперечная полоса. Рулевые перья хвоста сильно загнуты наружу. Самка рыжевато-серая, хвост у неё короткий. Молодые особи по окраске оперения похожи на самку.
Выпиши из текста в тетрадь все слова-названия признаков в начальной форме. Слова записывай во второй столбиком в правой стороне листа.
средний
стройный
подвижный
больший
отличный
чёрный
металлически-синий
зелёный
нижний
белый
поперечный
рулевой
рыжевато-серый
короткий
молодой
Сравни оба столбика. В каком из них больше слов, которые передают восприятие и чувства автора? А в каком столбике слова нужны для того, чтобы точнее рассказать о птицах?
Какой из двух текстов лучше читать на уроке по литературному чтению, а какой использовать для сообщения на уроке по окружающему миру?
При помощи сравнительного анализа, выписанных из обоих текстов слов-названий признаков, можно обнаружить, что в первом тексте эти слова передают восприятие и чувства автора, а во втором они нужны для того, чтобы точнее рассказать о птицах.
Первый текст о тетеревах лучше читать на уроке по литературному чтению, а второй – использовать для сообщения на уроке по окружающему миру.
← Предыдущее | Следующее → |
Русский язык. 3 класс. Чуракова Н. А.