12. Прочитай текст вполголоса про себя.
НОВЫЙ ГОЛОСОК
Три яичка было в гнезде чайки. Два лежали неподвижно, а третье шевелилось. Третьему не терпелось, оно даже посвистывало! Возилось яичко, возилось и тихонько хрустнуло. Появилась на тупом конце дырочка. И в дырочку, как в оконце, высунулся птичий клюв.
Клюв открылся от удивления. Ещё бы: стало вдруг в яйце светло и свежо. Все звуки зазвучали теперь громко. Незнакомый мир ворвался в уютное жилище птенца.
Птенец упёрся лапками в пол, а головой в потолок, нажал, и скорлупа лопнула. Чайчонок так испугался, что громко, во всё горло крикнул: «Мама!»
Так в нашем мире одной чайкой стало больше. В хоре голосов, голосищ и голосишек зазвучал новый голосок. Был он робок и тих, как писк комара. Но он звучал, и его слышали все.
(По Н. Сладкову)
Какое событие произошло в мире?
Одной чайкой стало больше.
Почему автор о нём рассказывает через описание разных звуков? (Подсказка: видит ли что-нибудь птенец?)
Птенец ещё ничего не видел, незнакомый мир ворвался в уютное жилище птенца громкими звуками.
Прочитайте текст по цепочке.
Какой момент в тексте кажется тебе самым важным, самым значительным? Зачитай эти строчки. Название текста выражает его тему или основную мысль? В какой части текста выражена его основная мысль? В чём она заключается? Сначала найди нужные строки в тексте, а затем объясни своими словами.
Самый важный, значительный момент в тексте (это предпоследний абзац, в котором говорится о том, как птенец появился на свет): «Птенец упёрся лапками в пол, а головой в потолок, нажал, и скорлупа лопнула. Чайчонок так испугался, что громко, во всё горло крикнул: «Мама!»
Название текста выражает основную мысль.
Основная мысль текста выражена в последнем абзаце: «Так в нашем мире одной чайкой стало больше. В хоре голосов, голосищ и голосишек зазвучал новый голосок. Был он робок и тих, как писк комара. Но он звучал, и его слышали все.»
Придумай название для каждой части текста. Составь и запиши план текста.
План.
1. Нетерпеливое яичко.
2. Новые ощущения.
3. Появление на свет.
4. Одним голоском больше.
Прочитай текст ещё раз. Закрой учебник. Перескажи, пользуясь планом.
← Предыдущее | Следующее → |