1. Прочитай текст 1.
1. Рассмотри рисунок. Какое дерево, какой кустарник и какая трава здесь изображены? Каждое из этих растений цветёт, даёт плоды и семена. Такие растения называются цветковыми.
Какая цель у этого текста: сообщить какие-то сведения или поделиться впечатлениями?
Это учебный текст, содержащий задание и информацию из учебника «Окружающий мир» для 2 класса. Цель его — сообщить сведения о цветковых растениях.
В каком предложении звучит вопрос?
Какое дерево, какой кустарник и какая трава здесь изображены?
Вспомни, как называется такое предложение по цели высказывания?
Вопросительное.
Какое из предложений содержит указание?
Рассмотри рисунок.
Каково оно по цели высказывания?
Это побудительное предложение.
В каких предложениях содержатся научные сведения?
Каждое из этих растений цветёт, даёт плоды и семена. Такие растения называются цветковыми.
Как ты определишь эти предложения по цели высказывания?
Это повествовательные предложения.
Прочитай текст 2.
2. Зайдите ранней весной в берёзовую рощу. Под берёзками можно найти одно из самых милых весенних растений. Вот они, звёздочки голубой перелески! Но разве они голубые? Как хороши они сейчас под сухими листьями берёзы — свежие, чистые, ярко-синие!
(По Н. Павловой)
Сможешь рассказать, с какой целью написан этот текст?
Цель этого текста – рассказать о ярких впечатлениях автора от весенних цветов.
Найди вопросительное, побудительное и повествовательное предложения.
Вопросительное: Но разве они голубые?
Побудительное: Зайдите ранней весной в берёзовую рощу.
Повествовательные: Под берёзками можно найти одно из самых милых весенних растений. Вот они, звёздочки голубой перелески! Как хороши они сейчас под сухими листьями берёзы — свежие, чистые, ярко-синие!
Побудительное предложение выражает просьбу, совет или приказ?
Совет.
В каких предложениях выражены отношение автора к окружающему миру, его чувства?
Вот они, звёздочки голубой перелески! Как хороши они сейчас под сухими листьями берёзы — свежие, чистые, ярко-синие!
Как ты определишь эти предложения по интонации? Каким образом эта интонация обозначена на письме?
Предложения по интонации восклицательные. На письме эта интонация обозначена восклицательным знаком.
Какой текст — 1-й или 2-й — научный, а какой — художественный? Почему ты так думаешь?
Предположи, в каком (научном или художественном) тексте чаще могут встретиться восклицательные по интонации предложения?
1-й — научный текст, в нём сообщаются сведения. 2-й текст — художественный, потому что он рассказывает о ярких впечатлениях автора от весенних цветов.
С помощью восклицательной интонации в тексте выражено отношение автора к окружающему миру, что, как правило, характерно для художественного, а не для научного текста.
Следующее → |
Русский язык. 3 класс. Чуракова Н. А.