123. Прочитайте текст. Объясните орфограммы по цепочке. Спишите текст.
Осень
Рисует осень жёлтый сад,
Рисует лес багряный.
И листья по ветру летят,
Как птичьи караваны.
Луг растворился в желтизне
Осенней тёплой краски…
Но почему-то грустно мне
Глядеть на эти сказки.
(В. Лунин)
- Найди две пары родственных слов и запиши их в начальной форме. Покажи, как одно из слов в каждой паре образовалось от основы другого.
В тексте объясняем следующие орфограммы:
• парный по звонкости/глухости согласный на конце и в середине слова (сад — сады, лес — леса, луг — луга, сказки — сказочки);
• разделительный Ь (листья, птичьи);
• безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (летят — полёт, глядеть — глянуть);
• непроизносимый согласный в корне слова (грустно — грустен).
Родственные слова:
жёлт/ый → жёлт/; желт/ + -изн- + -а = желт/изн/а;
осень/ → осень/; осень/ + -н- + -ий = осен/н/ий.
Не соглашаясь с мнением Миши, следует сказать, что слово осенний действительно образовано от слова осень, а в паре родственных слов желтизна – жёлтый, наоборот, существительное желтизна происходит от прилагательного жёлтый.
← Предыдущее | Следующее → |