10. Прочитай двустишие.
Ослик влез в чертополох.
Обезьянки ищут блох.
(Саша Чёрный)
Спиши первое предложение. Подчеркни пару главных слов.
Ослик влез в чертополох.
Какое же слово из двух главных командует формой слова в чертополох?
Сравни:
Ослик в чертополох.
Влез в чертополох.
В каком сочетании слов есть смысл?
Можешь ли ты задать вопрос от слова ослик к форме слова в чертополох?
А от слова влез к форме слова в чертополох?
Уточни значение слова чертополох в Толковом словаре.
Шуточная картинка к уроку изображает одних и тех же обезьянок. В левой части картинки непонятно, что они делают. Они либо сидят, либо что-то рассматривают, либо что-то ищут, но не ясно, что же именно. («Обезьянки ищут».) А вот в правой стороне картинки обезьянки ищут именно блох. По этой картинке можно составить вполне конкретное предложение, в котором есть не только главные члены, но и словосочетание «обезьянки ищут блох». Переносный смысл картинки в том, что словосочетания придают предложению конкретность, снабжают его подробностями.
Обнаружение словосочетаний в предложении — гарантия понимания его структуры и системы смысловых связей. Словосочетания ищут в предложении путём нескольких шагов: 1) сначала выделяются главные слова: Ослик влез в чертополох; 2) потом предпринимается попытка найти, от какого слова зависит оставшееся неглавным слово Чертополох.
Мы обнаруживаем, в каком именно сочетании слов есть смысл и приходим к выводу, что это сочетание слов влез в чертополох. Мы узнаём, что именно такое сочетание слов и является словосочетанием. Определение словосочетания звучит так: «Два слова, связанные по смыслу (не считая слов-помощников), называются словосочетанием И при этом одно из слов командует другим. От слова-командира можно задать вопрос к слову-солдату».
Спиши предложение.
Обезьянки ищут блох.
Подчеркни пару главных слов.
Найди словосочетание. Какое слово в нём командует? Какой вопрос ты от него задашь?
Ищут (кого? что?) блох. Командует слово ищут.
← Предыдущее | Следующее → |