Ответы к стр. 14
Сравни картинки. Чем они различаются? По какой из них ты сможешь составить рассказ?
На нижней картинке нарисованы птички, о которых трудно сочинить рассказ, поскольку нет никаких подробностей. Об одной птичке можно сказать: птичка летит. Об остальных: птицы сидят (или стоят?). Связь их между собой неясна.
На верхней картинке птички составляют часть пейзажного целого, поэтому что-то более распространённое
можно сказать и о каждой в отдельности, и обо всех вместе.
Например:
Наступила весна. Пригрело солнышко. Небо стало голубым. Вода в реке чуть-чуть потеплела. Приходу весны обрадовались птицы. Большая птица сидит на дереве. Маленькие птички весело щебечут.
Ответы к стр. 15 — 19
1. Сравни два текста.
1. В лес пришла весна. Бормочет тетерев и на вечерней заре. Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили червяки свои серые. Весенний ручей струится по зелёной траве. В ручей капает сок из поломанной ветки берёзы.
(По М. Пришвину)
2. Пришла весна. Бормочет тетерев. Звёзды распухают. Белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили. Ручей струится. Капает сок.
Чем второй текст отличается от первого? Из чего состоит каждое предложение во втором тексте? Как называется пара главных слов в предложении?
Какие предложения во втором тексте кажутся тебе смешными или непонятными? Почему?
Зачем же предложению кроме главных слов ещё и другие слова? Они поясняют (дополняют? уточняют?) то, о чём говорят главные слова?
Сравнительный анализ двух текстов — это начало организации наблюдений за тем, что предложению кроме главных членов (пары главных слов) нужны ещё и второстепенные члены (другие слова).
Мы должны открыть разницу между предложениями, которые самодостаточны, понятны и без второстепенных членов (Пришла весна. Бормочет тетерев. Белеют берёзки.) и теми предложениями, которые непонятны и даже смешны без них (Звёзды распухают. Осины выбросили.). Это нужно для того, чтобы стала понятна объясняющая функция второстепенных членов: их способность уточнять и дополнять.
Вернитесь ко второму тексту. Попробуйте доказать, что в каждом предложении оба слова — главные, оба командуют друг другом.
Пришла (кто? что?) весна.
Весна (что сделала?) пришла.
Спиши из первого текста первые два предложения. Перед словами с подчёркнутыми буквами пиши проверочные слова.
В (леса) лес пришла весна. Бормочет (тетерева) тетерев и на вечерней заре.
Выпиши из второго текста два предложения, которые могут состоять только из ОСНОВЫ.
Пришла весна. Бормочет тетерев.
Рассмотри картинки и сравни предложения.
1. Собака лает. 2. Собака лает.
Это одинаковые предложения? Они состоят из одной ОСНОВЫ?
Одинаковые предложения. Состоят из одной основы.
Прочитай два других предложения.
1. (Какая?) Маленькая рыжая собака лает.
2. (Какая?) Большая чёрная собака лает.
Это одинаковые предложения или разные? Можно ли сказать, что они состоят только из ОСНОВЫ? Какие слова сделали их разными?
Это разные предложения. Они состоят из основы «других слов» (второстепенных членов). Разными их сделали «неглавные слова»: маленькая рыжая и большая чёрная.
А представляешь ли ты, как именно лает каждая собака? Прочитай об этом на странице 18.
1. Маленькая рыжая собака (как?) весело и звонко лает.
2. Большая чёрная собака (как?) громко и хрипло лает.
А догадываешься, на кого лает каждая собака?
1. Маленькая рыжая собака весело и звонко лает (на кого?) на кошек.
2. Большая чёрная собака громко и хрипло лает (на кого?) на ворону.
А когда же именно каждая собака лает?
1. Маленькая рыжая собака (когда?) по утрам громко и звонко лает на кошек.
2. Большая чёрная собака (когда?) сейчас громко и хрипло лает на ворону.
Найди в двух последних предложениях слова-названия признаков. К каким словам-названиям предметов они относятся? На какие вопросы они отвечают? Зачем они нужны в предложении?
Найди в двух последних предложениях слова, которые отвечают на вопрос КАК? Для чего они нужны в предложении?
А зачем нужны слова, отвечающие на вопрос КОГДА? Найди и прочитай эти слова.
В этом блоке наблюдений выяснится способность «других слов» (второстепенных членов) пояснять признаки действующих лиц (быть определениями), способ действия (быть обстоятельствами образа действия) и время действия (быть обстоятельствами времени).
В этом блоке предложений мы действуем наоборот: не усекаем предложения до их основы (как в случае с упражнением 1), а наращиваем предложения, вызывая к жизни всё новые и новые второстепенные члены. На заключительный вопрос этого блока заданий с собаками («Так зачем в предложении нужны неглавные слова?») мы должны ответить, что неглавные слова помогают уточнить и дополнить то, о чём сообщают главные слова, указывают на то, КАК происходит действие, КОГДА оно происходит, указывают ПРИЗНАКИ всех действующих лиц.
Следующее → |