Умники и умницы

Умные дети — счастливые родители

  • 5 класс
  • 1-4 классы
    • ГДЗ
  • Дошкольное образование
    • Раннее развитие
    • Подготовка к школе
  • Уроки
    • Уроки логопеда
  • Сказки
    • Русские народные
    • Авторские
    • Народов мира
  • Стихи

Отчего цикада потеряла свои рожки (бирманская сказка). Литературное чтение. 3 класс. ПНШ

  • ГДЗ

Ответы к стр. 24 — 29

? с. 24 — Давайте почитаем бирманскую сказку «Отчего цикада потеряла свои рожки», — предложил Михаил Потапович.
— Ты сможешь только по названию сказки определить, где её место на Ленте времени?
Что помогло тебе догадаться?
А теперь прочитай сказку и проверь свою догадку.

? 28 — 29 Твоё мнение подтвердилось? Ты правильно определил(а) место этой сказки на Ленте времени?

Вопрос Михаила Потаповича о том, можно ли по названию определить место сказки на ленте времени (самые древние – просто древние – менее древние) заставляет вспомнить те характерные признаки, которые и помогут предположить возраст сказки. Как известно, самые древние сказки объясняют происхождение всего на земле, в том числе и причины, по которым животные выглядят и ведут себя так, а не иначе. Название сказки («Отчего цикада потеряла свои рожки») позволяет предположить, во-первых, что это – сказка о животных, во-вторых, что это – самая древняя сказка.

Что ты можешь сказать о построении сказки? Оно такое же, как в сказке «Колобок» или как в докучных сказках? Как называется такое построение?

Построение сказки – кумуляция (цепочка) – такое же, как в сказке «Колобок» (что является ещё одним подтверждением древности этой сказки). Мы должны вспомнить докучные сказки и подумать, чем же они отличаются от этой бирманской сказки. В докучных сказках действие также развивается кумулятивно (по цепочке), но происходит «замыкание» конца цепи на начале, и сказка может рассказываться бесконечно.
Бирманская же сказка имеет завершение.

— Построение сказки не совсем обычное, — сказал Миша.
— Молодец, Мишенька, правильно заметил! — похвалила за наблюдательность Анишит Йокоповна.

Догадываешься, какую особенность построения сказки заметил Миша?
Если тебе трудно ответить на этот вопрос, то выпиши в тетрадь всех героев сказки в той последовательности, в которой они появляются.

Заметил(а), на каком герое эта цепочка как бы прерывается? А что меняется в построении сказки после появления черепахи? Герои снова выстраиваются в цепочку? Чем эта цепочка отличается от той, что была в начале сказки?

Особенность бирманской сказки (которую отмечает Миша) в том, что её цепочка как бы двойная; в «восходящей» части события развиваются последовательно от песни цикады до сломанных рогов жука, а далее, в «нисходящей» части, мы видим обратную последовательность героев (жук жалуется мудрой черепахе, черепаха задаёт первый вопрос слону и т. д.). Чтобы было легче заметить эту особенность, предлагается выписать всех героев сказки в порядке их появления; таким образом, блок вопросов на с. 28–29 направлен на выявление особой цепочки бирманской сказки.

Возьми в библиотеке сборник русских народных сказок. Найди сказки: «Яичко», «У страха глаза велики».

Сравни все три сказки по построению и по смыслу. Похожее ли у них построение?

В какой из этих сказок совсем незначительное событие приводит к серьёзным, разрушительным последствиям? А ещё в какой?

В рубрике «Поход в библиотеку» предлагается найти в библиотеке русские сказки «Яичко» и «У страха глаза велики» и сравнить с этой бирманской сказкой по построению и по смыслу. 

Общим у всех трёх сказок является принцип построения – цепочка. В двух сказках незначительное событие вызывает несоизмеримые с причиной разрушительные последствия, которые нарастают как снежный ком, цепляясь одно за другое.

Пение цикады в бирманской сказке послужило причиной того, что обезьяна уронила смокву, олень запутался в побегах тыквы, а слон упал в пруд и сломал рожки жуку. В сказке «Яичко» мышь разбивает хвостиком яйцо, что приводит к разрушенным воротам, покосившемуся верху избы, сломанным коромыслам и бадье, упавшей квашне с тестом и т. д.

В сказке «У страха глаза велики» речь идёт о другом. В ней все герои становятся жертвой собственного страха и воображения (налетевшего на них зайчишку каждый принял за того зверя, которого боится больше всего). Обсуждая сказку «У страха глаза велики», можно обратить внимание на её юмористическую нотку (как рассказчик относится к своим героям? Что примерещилось каждому из действующих лиц?). В этой сказке, в отличие от предыдущих («Отчего цикада потеряла свои рожки», «Яичко»), о происходящем рассказывается с юмором.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Хрестоматия. Малаховская О.В.

1.7/5 - (8 голосов)
17.04.2018

Навигация по записям

ПНШ 3 класс. Математика. Учебник № 2, с. 128 → ← «Музейный Дом. Выставка рисунка». Виктор Попков. С санками. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Включайтесь!

Рубрики

  • 1-4 классы
  • Без рубрики
  • ГДЗ
  • Дошкольное образование
  • Сказки
  • Стихи
  • Уроки логопеда
Июнь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
« Дек    
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

Архивы

  • Декабрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019

О нас

Карта сайта
Конфиденциальность
Контакты

Этот Сайт использует файлы cookies для сбора и хранения данных. Продолжая использовать Сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

© Copyright, 2016. | При копировании материала активная ссылка обязательна | developed by SG Double specially for Умники и умницы