Ответы к стр. 103 — 104
? с. 104
Найди и прочитай строфу, посвящённую описанию непогоды.
— Хоть и непогода, а описано не скучно! — сказал Миша. — Все можно представить!
Ты разделяешь Мишино мнение?
Непогода описана в первой строфе стихотворения. Вы согласны с Мишей? Почему описание непогоды показалось Мише нескучным? («Большие горошины» дождя, «тополь взъерошенный» закрывается «изнанкой листа».)
Что делает картину непогоды такой выразительной? С помощью какого приёма поэт добивается этой выразительности?
Поэт пользуется приёмом олицетворения: тополь под проливным дождём напоминает взъерошенного человека, а серебристой изнанкой листа дерево пытается укрыться от ливня, как человек, попавший под дождь без зонта, старается прикрыть голову сумкой, пакетом, газетой. Кстати, замечали ли вы, как серебристые тополя «меняют» цвет листьев под порывами ветра?
Прочитай слова, которые служат границей между картиной непогоды и картиной золотой осени. Какое чудо преображает картину осеннего дня? С чем поэт сравнивает слой облаков? Как подчеркивает, что он очень плотный?
Вторая строфа — смена погоды, граница между осенней непогодой и золотой осенью («…сквозь отверстие облака… // Первый луч, пробиваясь, летит»). Слой облаков в этом стихотворении — «каменные плиты» с арками-отверстиями, их плотность создаёт «царство тумана и морока»; а чудо, вмиг преобразившее картину этого осеннего дня, — первый луч солнца, пробившийся сквозь череду облаков.
Какого цвета листики на орешине? Почему поэт не употребляет слова «жёлтый», «красный», а использует слова «золотой», «гранатовый»? Какие из этих слов передают не только цвет, но и свет? С чем (или с кем) поэт сравнивает орешину?
Орешник («орешина») засиял золотым и гранатовым (то есть жёлтым и тёмно-красным). Обратите внимание, что слова «золотая как огонь», «гранатовая» передают не только цвет, но и свет. Видимо, поэтому обычный человек отметит, что в конце сентября орешник стал жёлто-красным; тогда как поэт увидит, что «орешина, вспыхнув», словно девушка, «засияла» золотым, как огонь, и гранатовым. А если бы не было дождя, смогли бы деревья столь ярко засиять в лучах солнца?
— Перечитайте две последние строфы, — сказала Евдокия Васильевна. — Что же должен нарисовать живописец: деревце (орешину), похожее на девушку, или девушку, похожую на деревце?
Как ты ответишь на этот вопрос?
Казалось бы, поэт просит нарисовать девушку, которая должна быть стройной, как деревце (орешина), и зыбкой — то ли царевна в венце, то ли орешина с гранатово-золотой кроной; лицо девушки заплакано, потому что совсем недавно прошёл дождь, и деревья в лесу осыпались «большими горошинами».
— Художник должен нарисовать такую… девушку-деревце, — сказал Костя.
Согласны ли вы с мнением Кости, или представляете «молодую царевну» иной?
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.