Ответы к стр. 106 — 109
? с. 106
— Это ночной пейзаж, — объяснила Евдокия Васильевна. — Как поэт создаёт впечатление таинственного ночного освещения? Что блещет и что светится?
Почему Евдокия Васильевна назвала этот пейзаж ночным? (Сквозь тучи видна луна — вторая строфа.) Но имеет ли в виду поэт, что скоро наступит утро, когда говорит: «Скоро проснутся деревья» (четвёртая строфа)? Что подразумевал Николай Заболоцкий? (Наступление весны.) Впечатление таинственного ночного освещения поэт передаёт в строчках: «В клочьях разорванной тучи // Блещет осколок луны… // Лужи, как тонкие блюдца, // Светятся около троп…» Блещет луна, а лужи светятся в лунном свете.
Какое сравнение использует поэт? Встречалось ли тебе подобное сравнение?
Ты можешь ответить на вопросы учительницы?
— Я помню! В стихотворении Козлова «Сентябрь»! — сказала Маша.
А ты помнишь это сравнение: «Как серебряные блюдца, блещут лужи на заре»?
Заболоцкий сравнивает лужи с тонкими блюдцами. Машина реплика напоминает ребятам, где они встречали подобное сравнение, — в стихотворении Сергея Козлова «Сентябрь».
? с. 107 — 109
Работа со звукописью.
Первая строфа. Читайте не торопясь, чётко, но плавно произнося слова. Жирным шрифтом выделены мягкие глухие звуки [т’и], [т’э], [с’э]; жёлтым цветом — мягкие звуки [л’], [л’и], которые в позиции конца слова тоже звучат приглушённо.
Прав ли Миша, что такое сочетание звуков создаёт впечатление мягкого хлюпанья? Возможно, кому-то покажется, что так стучат о лёд капли, падающие с тающих сосулек. Поделитесь своими впечатлениями.
Вторая строфа. [Р] и другие звонкие согласные (выделенные жирным шрифтом) воспринимаются как очень активные звуки и вызывают ассоциации с непогодой, треском ломающихся ветвей. Мягкие шипящие [ч’] — [щ’], (жёлтый цвет) «чавкают» и «хлюпают», словно тающий снег под ногами.
Третья строфа. Сочетание звуков [ла], [л’], [лу], [лу] (жёлтый цвет) и [цца] (жирный шрифт) как нельзя лучше передают звонкое капанье капели.
Четвёртая строфа. Слоги со звуками [р], [р’] складываются в бодрую мелодию, напоминающую барабанную дробь.
Прочитайте стихотворение «Оттепель» целиком.
Теперь, после работы со звукописью, показалось ли это стихотворение более ярким, выразительным, понятным?
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.