Ответы к стр. 138 — 143
? С. 139 Любит ли мальчик мир природы? С кем он сравнивает себя? Что автор подчеркивает этим сравнением — то, что ГЕРОЙ: 1) ловкий; 2) молодой и беспечный; 3) вольный, свободный, не домашний; 4) дикий, непокорный?
Чувствует ли себя мальчик частью природы?
То, что мальчик любит мир природы, видно из того, как он описывает восход: «Когда ещё всё в мире спит и алый блеск едва скользит по тёмно-голубым волнам…». Мальчик явно любуется красками природы. Обратите внимание на то, как юный Валежников называет реку: «Я убегал к родной реке». Это тоже выражение любви к природе и знак единства с ней.
Мальчик сравнивает себя с молодым зверьком: «То, как играющий зверок, с высокой кручи на песок скачусь…».
Что автор подчеркивает этим сравнением? Из текста видно, что Валежников ловкий: «с высокой кручи на песок скачусь…». Что он молодой и беспечный: «то берегом реки бегу, бросая камешки, и песню громкую пою про удаль раннюю мою…». То, что мальчик уже на заре убегает из дома, общается со взрослыми рыбаками, бродит с ружьём по островам, говорит о том, что он вольный, свободный, не домашний.
Это же косвенно подтверждают слова о том, что Валежников рос «в глуши», «у берегов большой реки».
Из этого отрывка видно, что на природе (у реки, на островах) мальчик чувствует себя как дома. Можно сказать, что он ощущает себя частью природы.
? 140 Подтверди строчкой из текста, что герой – не взрослый юноша, а мальчик. Верит ли герой в нянины сказки? Можно ли его назвать послушным?
То, что герой – мальчик, а не взрослый человек, понятно хотя бы потому, что няня пугает его волком и чертями (взрослого человека этим не пугают).
Строчки, из которых видно, что герой не взрослый юноша, а мальчик: «Как будто с умыслом притих весь божий мир – и наблюдал, что дерзкий мальчик затевал!».
Похоже, что герой верит, что нянины сказки могут оказаться правдой: он отправляется в сад, чтобы увидеть чертей («И в ту же ночь пошёл я в сад. Не то, чтоб я чертям был рад, а так – хотелось видеть их»), он живо представляет себе их появление («А то как черти нападут и потащат с собою в пруд и жить заставят под водой?»).
Мальчик – непослушный: он выходит ночью в сад, несмотря на запрет няни.
? 141 Какой кажется герою природа ночью? Страшно ли было мальчику на пути к пруду?
Что он делает для того, чтобы перебороть свой страх: как заставляет себя не бояться?
Почему мальчик пошёл к пруду: 1) из любопытства; 2) чтобы испытать себя? Назови главную причину.
Подтверди примерами из текста, что герою было очень страшно и что победа над собой далась ему с большим трудом.
Ночью герою кажется, что весь окружающий мир за ним наблюдает. От этого его сковывает страх («…и как-то не шагалось мне в всезрящей этой тишине»), ему представляются пугающие картины («А то как черти нападут…»). Мальчик даже подумал: «Не воротиться ли домой?». Но Валежников не пошёл домой. Он заставляет себя не бояться. Чтобы побороть свой страх, мальчик обошёл вокруг пруда три раза, прислушиваясь к тишине и вглядываясь в темноту. Он заставил себя убедиться, что ни в саду, ни в пруду нет никаких чертей. Даже уходя домой, мальчик специально идёт медленно, не бежит, чтобы показать самому себе, что он не боится («Пошёл я прочь, нарочно сдерживая шаг»).
Мальчик пошёл к пруду больше из любопытства. Это понятно из строчек: «И в ту же ночь пошёл я в сад. Не то, чтоб я чертям был рад, а так – хотелось видеть их». То, что герою было очень страшно, видно из строчек: «… если б друг какой иль враг засел в кусту и закричал, иль даже, спугнутая мной, взвилась сова над головой, – наверно б мёртвый я упал!…». Мальчик признаётся, что любой шорох испугал бы его до смерти. Становится ясно, что преодолеть свой страх стоило герою большого труда.
— Валежников вышел из дома ночью и стал преодолевать опасности, — задумчиво сказала Маша.
— Он…
? О чём подумала Маша? Догадываешься, к какому выводу она сейчас придёт?
? А что ты можешь ответить Мише?
Слова Маши и Миши на с. 141 помогают нам прийти к выводу, что Валежников – настоящий герой. Он выходит ночью из дома, преодолевает опасности и, одержав победу над самим собой, над собственным страхом, возвращается домой.
— И ещё один маленький отрывок… — сказал Михаил Потапович. — Вам же интересно, что случилось с мальчиком, когда он подрос и превратился в подростка?
Вы поняли, что решил сделать Валежников? — спросила Анишит Йокоповна.
Из этого поэтического отрывка понятно, что, когда Валежников немного вырос и стал подростком, он решил уйти из дома, уехать далеко от родных мест.
? 142 А тебе это понятно? Поясни строчки, выделенные цветом. Сможешь объяснить выражение, которое подчеркнуто?
— Покой нужно ещё заслужить, заработать! Заслужить разными жизненными испытаниями, — так понял это выражение Костя.
Ты тоже так думаешь?
Кто уговаривает подростка не уходить из дома? А кто ещё? Послушался ли он советов всех тех, кто его любит?
На вопрос: «Кто уговаривает подростка не уходить из дома?» мы сразу ответим, что это мать и друзья героя. Родные места, сама природа – лес и река, которые так любил мальчик, – тоже не хотят его отпускать. Слова, которые герой произносит от имени леса: «Мне лепетал любимый лес: “Верь, нет милей родных небес! Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей…”». То, что связано с рекой, заметить сложнее: «И той же песенкою полн был говор этих милых волн» (то есть волны, река, так же как и лес, говорили герою, что лучше всего жить в родных местах и никуда не уезжать).
? 143 — И куда же Валежников ушёл? Что он будет делать? — спросила Маша.
— Николай Некрасов пишет о мальчике, который очень похож на него самого, пояснила Анишит Йокоповна. — Сам поэт в детстве жил в селе Грешнево Ярославской губернии, на берегу Волги. Его мать жаловалась, что он целыми днями пропадал на реке. Коля увлекался рыбалкой и охотой. Был бесстрашным и упрямым. Когда ему исполнилось 16 лет, он уехал в Петербург, несмотря на протест родителей. Уехал, чтобы поступить в университет.
Как называется произведение, отрывки из которого мы читали?
Просмотри ещё раз все три отрывка. Найди в них подтверждение того, что Николай Некрасов писал о мальчике, жизнь которого очень похожа на его собственную.
Из пояснения Анишит Йокоповны понятно, что Валежников, так же как и сам автор, поэт Некрасов, в юности отправился учиться в столицу.
Произведение, отрывки из которого мы читали, называется «На Волге (Детство Валежникова)».
Чтобы найти подтверждение того, что Н. Некрасов писал о мальчике, жизнь которого очень похожа на его собственную, мы должны будут ещё раз внимательно просмотреть все три отрывка. В детстве Валежников, так же как и поэт, жил в селе на берегу реки («Я рос, как многие, в глуши, у берегов большой реки…»). Мальчиком Валежников, так же как Коля Некрасов, целыми днями пропадал на реке («Один, по утренним зарям… я убегал к родной реке»); увлекался рыбалкой и охотой («Иду на помощь к рыбакам, катаюсь с ними в челноке, брожу с ружьём по островам»). Герой произведения Некрасова, так же как и сам поэт, был бесстрашным («Я страха смолоду не знал, считал я братьями людей и даже скоро перестал бояться леших и чертей») и упрямым (он не слушал ничьих уговоров, а поступал так, как сам решил). Валежников, так же как и Коля Некрасов, рано ушёл из дома, уехал из родных мест учиться.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.