Ответы к стр. 114 — 127
? С. 117 — Поделите этот отрывок на три части, — попросила Анишит Йокоповна. — Сумеете сказать коротко, о чём говорится в каждой части?
А ты сумеешь?
Нужно разделить текст на части по смыслу. В первой части отрывка говорится о том, как Тёма, проснувшись ночью, узнаёт от няни о судьбе Жучки. Как он строит планы о спасении собачки и видит об этом сон. Во второй части есть описание утреннего беспорядка в столовой. А также описание сада после дождя. В ней говорится о поспешных приготовлениях Тёемы к спасению Жучки. О том, какие необходимые вещи (спички, газеты, вожжи, верёвку, фонарь) Тёма берёт с собой. Третья часть рассказывает о том, как Тёма спешит преодолеть расстояние от сарая до беседки, около которой находится старый колодец. Несмотря на плохое самочувствие, Тёма выбирает кратчайший путь. Не без труда он перелезает через стену, спрыгивает в заросли мокрых кустов винограда и бежит к колодцу.
Найди и зачитай описание, которое можно было бы назвать НАТЮРМОРТОМ. А теперь найди ПЕЙЗАЖное описание. Что общего в этих описаниях? Соответствуют ли они душевному состоянию мальчика?
Описание стола в столовой, куда Тёма попадает из детской, можно назвать натюрмортом. А описание сада, куда Тёма спустился с террасы, можно считать пейзажным описанием. И на столе, и в саду царит беспорядок. Стол с остатками ужина, грязными чашками и стаканами, холодным самоваром, а также сад с прибитыми к земле цветами, наклонёнными от вчерашнего дождя и ветра деревьями, с мокрыми дорожками – всё это соответствует тому смятению чувств, которое царит в душе мальчика («Мысли роем теснятся в его голове, у него мелькает масса планов, как спасти Жучку…»).
Перечитай последнюю часть отрывка. Как строчки, выделенные цветом, характеризуют отношение Тёмы к Жучке? Объясни поведение Тёмы, опираясь на подчёркнутые слова.
Строчки, выделенные цветом, помогают понять, как мальчик относится к Жучке. Узнав от няни, что случилось с Жучкой, Тёма сразу же начинает обдумывать разные пути её спасения. Едва дождавшись рассвета, Тёма «начал быстро одеваться…». Тёма боится причинить Жучке вред: «он подумал, что будет удобнее осветить колодец фонарём, чем бумагой, потому что горящая бумага может упасть на Жучку – обжечь её». Тёма очень торопится помочь Жучке: «выбравшись из сарая, Тёма избрал кратчайший путь к беседке». Он понимает, что дорога каждая минута: «он оглянулся было назад, но, дорожа временем, решил прыгать». Тёма действует очень быстро, он «пустился рысью к беседке», «взобрался проворно на горку», «большими шагами по откосу горы спустился вниз…».
? С. 120 — 121 Что в поведении Тёмы говорит о его любви к собачке?
Из того, как Тёма старается успокоить Жучку, как обращается к ней («Милая Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу! – кричал он ей, точно она понимала его») и радуется, что «Жучка отвечает ему постоянно тем же радостным визгом», видно, что мальчик очень любит собачку. Именно любовь Тёмы к собачке придаёт ему сил: «От страха, хватит ли у Жучки сил дождаться, пока он всё приготовит, у Тёмы удвоилась энергия».
С помощью каких слов и выражений автор передаёт острое чувство жалости Тёмы к Жучке?
Острое чувство жалости Тёмы к Жучке передано в следующих фрагментах: «Но вот откуда-то издалека, снизу, донёсся до него жалобный, протяжный стон. От этого стона сердце Тёмы мучительно сжалось, и у него каким-то воплем вырвался новый громкий оклик…».
«С замиранием сердца заметил он в углу чёрную шевелившуюся точку и едва узнал, вернее, угадал в этой беспомощной фигурке свою некогда резвую, весёлую Жучку, державшуюся теперь на выступе сруба».
Тёме пронзительно жаль Жучку. Его сердце разрывается от того, что он не узнаёт её прежнего весёлого голоса и вместо весёлой, резвой собачки видит «беспомощную фигурку».
Тёма не просто жалеет Жучку, он ощущает тот ужас, который она испытывает: «Каким-то ужасом смерти пахнуло на него со дна этой далёкой, нежно светившейся страшной глади. Он точно почувствовал на себе её прикосновение и содрогнулся за свою Жучку».
Какие строчки в этом отрывке можно было бы выделить с помощью жёлтого цвета? Отметь их на полях простым карандашом чёрточками.
Вопрос направлен на то, чтобы мы нашли фрагменты с положительной эмоциональной окраской.
Это строчки: «На этот раз Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно завизжала. Тёму до слёз тронуло, что Жучка его узнала. – Милая Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу! – кричал он ей, точно она понимала его. Жучка ответила новым радостным визгом». И ещё: «И радовался, что Жучка отвечает ему постоянно тем же радостным визгом».
? С. 125 — 127 Тёма преодолел два непростых пути: путь в колодец и путь наверх. С какими трудностями он сталкивался по пути вниз и как он их преодолевал? Что помогало ему в этом?
Когда Тема начал спускаться в колодец, он почувствовал «вонь и смрад» и даже боялся, что может задохнуться. Но потом Тёма вспомнил, что Жучка сидит в колодце уже целые сутки, и успокоился. Затем Тёма придумал дышать ртом. «Результат получается блестящий: вони нет, страх окончательно улетучивается». Успешному спуску Тёмы в колодец способствовало и то, что Жучка всем своим видом показывала, что она верит в успешный спуск Тёмы и верит, что Тёма спасет её. «Жучка, опять уже усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна».
Что мешало Тёме подниматься наверх? Постарайся обнаружить все причины. Зачем мальчик вслух разговаривает сам с собой? Почему вспоминает своих родителей? Какие РАЗНЫЕ ЧУВСТВА испытывал мальчик во время своего опасного предприятия?
Когда Тёма начал подниматься наверх, он старался делать это как можно быстрее, чтобы Жучка не подумала, что её бросили. С одной стороны, «отчаянный визг», который подняла Жучка, «побуждает Тёму быстрее подниматься». Но с другой стороны, Тёме уже не хватает сил и воздуха и «чем больше (Тёма) торопится, тем скорее оставляют его силы». Ещё одна причина, которая мешала Тёме подниматься наверх, это охвативший его страх: «…сердце его сжимается тоской: он чувствует, что не долезет»; «Страх охватывает его. Он растерянно останавливается, не зная, что делать: кричать, плакать, звать маму? Чувства одиночества, бессилия, сознания гибели закрадываются в его душу…».
Чтобы преодолеть этот страх, мальчик начинает разговаривать вслух сам с собой. Тёма убеждает себя, что бояться нехорошо («Стыдно бояться! Трусы только боятся»). Он пытается преуменьшить опасность своего положения, сравнивая его с ситуацией, в которой побывал его отец («Папа на войне был, там страшно, а здесь разве страшно?»). Тёма вспоминает своих родителей ещё и потому, что хочет поддержать себя мыслью о том, как родители будут гордиться им после спасения Жучки: «…меня и папа, и мама за это похвалят».
Во время своего опасного предприятия мальчик испытывал самые разные чувства. Он испытывал страх и отвращение от скользких стенок колодца и той вони, которая в нем стояла. Он радовался встрече с Жучкой и переживал за неё. Терял веру в свои силы и вновь обретал её.
Какова главная причина того, что Тёма справился с очень непростой задачей: вылез из колодца сам и спас Жучку?
Можно присоединиться к любому мнению (Кости и Пети; Маши и Тани, Миши). Все перечисленные качества (ум, ловкость, мужество), конечно же, помогли Тёме преодолеть все трудности, но главное – это то, что Тёма очень любит Жучку. Тёма смог сконцентрировать (усилить) в себе все самые лучшие качества именно потому, что очень переживал за Жучку и очень хотел её спасти.
Вернувшись к подсказке на с. 78, мы сопоставим поведение Тёмы и поведение героя сказки. Тёма ведёт себя так же, как сказочный герой: 1. Он уходит из дома навстречу трудностям и опасностям (отправляясь на рассвете к заброшенному колодцу). 2. Преодолевает все трудности и препятствия, которые встречаются ему в дороге (спуск и подъём Тёмы по стенкам колодца можно считать той опасной дорогой, которую он прошёл). 3. Справившись со всеми препятствиями, сказочный герой возвращается домой повзрослевшим и поумневшим (спасая Жучку, Тёма вёл себя как взрослый человек: он не звал на помощь маму или папу, а сам справлялся с трудностями).
Вопрос, который задает Костя на с. 118, и ответ на него Анишит Йокоповны позволяют выяснить черты сходства и отличия между героем сказки и героем рассказа.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.