Ответы к стр. 67 — 68
? с. 67
Анишит Йокоповна предложила рассмотреть рисунок Валентина Серова к басне «Ворона в павлиньих перьях».
— Обратите внимание, как художнику удалось скупыми, скромными средствами показать двор, где живут павлины, – сказала Волшебница.
— Я разглядел стену вдалеке. Это, наверное, ограда двора, – сказал Миша.
Маша обратила внимание на дерево в большой кадке. А Костя заметил стаю ворон, пролетающих мимо.
Анишит Йокоповна похвалила ребят за наблюдательность.
А тебе удалось найти все эти детали на репродукции?
Как ты думаешь, на что намекает Валентин Серов, изображая стаю ворон в стороне, далеко от двора, где живут павлины?
Беседа героев учебника поможет нам обратить внимание на незаметные, но важные детали рисунка: как скупо, схематически изображён двор, где происходит действие басни. Павлины, при всей своей красоте и гордости, живут в неволе, где даже деревья посажены в кадки; вороны же внешне не столь эффектны, но летают на свободе (вдалеке в небе видна воронья стая, которую покинула героиня этой басни).
В. Серов, вероятно, намекал не только на то, что между воронами и павлинами нет ничего общего; он показал, что свободные птицы не нуждаются ни в ограде, ни в искусственно посаженных деревьях, ни в конечном итоге в какой-то особенной внешности.
Как ведёт себя ворона среди павлинов? Она чувствует себя значительной, гордой, красивой? Почему ты так думаешь?
Какое впечатление в действительности производит ворона? Как её воспринимают павлины: что выражают их позы, повороты голов, взгляды?
Замечает ли ворона, как к ней относятся? Какая деталь рисунка это подтверждает?
Иллюстрируя эту басню, художник придерживался того же стиля, что и в «Волке и Журавле»: птицы показаны очень достоверно и внешне, и повадками (походкой, движениями, позами). Тем не менее очевидны человеческие черты, проступающие в птицах: в главной героине басни – Вороне – заметно тщеславие, любование собой, гордость за свою «павлинью» внешность. При этом художник метко изобразил её глупость и недальновидность: Ворона не видит ничего вокруг и явно не замечает, какое впечатление она произвела в действительности. Павлины насторожены, они с удивлением разглядывают Ворону, но вовсе не собираются приветствовать свою «новую родственницу».
— Я обратил внимание на то, что ворона находится как бы в рамке из павлиньих хвостов, – заметил Миша.
Тебе понравилось Мишино наблюдение?
Ворона и в самом деле выглядит как на картине (это помогают заметить слова Миши о рамке из павлиньих хвостов); по всей видимости, она и чувствует себя героиней картины, не задумываясь над своим реальным положением. Можно обратить внимание на то, что художник выбрал один из самых напряжённых моментов басни (её кульминацию): павлины ещё не знают, как реагировать на уверенную в своей неотразимости Ворону, но в их позах уже чувствуется очевидная недоброжелательность. Здесь уместно вспомнить мысль Кости Погодина о «пороге», «переломном моменте» произведения. Это наблюдение верно и для «Волка и Журавля». Художник позволяет почувствовать всё напряжение момента, когда возможно любое, даже самое неблагоприятное, развитие событий.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Хрестоматия. Малаховская О.В.