Ответы к стр. 113
– Почему краски такие неяркие? – спросил Миша Иванов.
? С. 113 Сумеешь объяснить это Мише?
Краски неяркие, поскольку изображается конец зимы – начало весны: серо-коричневые домики, тёмная зелень хвойных деревьев, желтовато-коричневый цвет песчаной почвы, свободной от белого снега, белый снег и серо-белое небо – вот и все цвета, которые может предложить это время года. Небо всё затянуто белёсыми тучами-облаками. Очень робко, нитевидно просматривается голубое небо.
– Почему некоторые линии как бы волнистые? – спросила Таня Перова. – Будто они чуть-чуть дрожат?
? Можешь ответить на Танин вопрос?
Волнистые линии подчёркивают хрупкость деревьев, стоящих без листьев, зыбкое отражение в воде, а также особое состояние весеннего воздуха: он прозрачный и вместе с тем как будто пронизан идущими от земли вибрирующими струйками пара.
Можно вспомнить строчки из стихотворения Алексея Константиновича Толстого:
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли…
? Как художник создает впечатление движения воздуха?
Это впечатление создаётся за счёт колеблющихся, вибрирующих, волнистых, как будто дрожащих, линий.
? Какие фрагменты пейзажа убеждают тебя в том, что это зимний пейзаж, что ещё холодно?
Снег лежит; небо мутное, серо-белёсое, тревожно холодное; краски холодные, неяркие.
? А видно ли, что зима уже на исходе? Что помогает тебе почувствовать приближение весны?
О весне напоминает изображение речки, освободившейся от снега и льда. Вода ещё чёрная и кажется очень холодной, но это уже вода, а не лёд. О весне напоминает и желтоватая песчаная почва, а также желтовато-оранжевые брёвна деревянного домика. Яркие полосы и пятна жёлто-коричневого и жёлто-оранжевого цветов напоминают о солнце и вторгаются в общую холодную цветовую гамму, которая состоит из белых пятен и полос, а также светло-серых и тёмно-серых, тёмно-зелёных и коричнево-зелёных тонов.
?– Давайте послушаем пьесу «Ручеёк в лесу» Антона Аренского, – сказала Анишит Йокоповна. – Это пьеса из цикла «24 характеристических пьесы для фортепьяно». Сочинение № 36.
– А теперь послушаем Прелюдию Соль мажор № 5 Сергея Рахманинова, – предложил Михаил Потапович.
? В каком из этих музыкальных произведений тебе удалось услышать музыку воды? А какая пьеса, с твоей точки зрения, лучше передает впечатление наступающей весны?
Первое из этих музыкальных произведений позволяет услышать журчание лесного ручейка, а второе создаёт впечатление наступающей весны.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.