Ответы к стр. 86 — 91
? с. 90 — 91 Вспомни, как называется рассказ Маши Вайсман в учебнике?
Мальчик в этом рассказе тот же, что и там? Помнишь, при каких обстоятельствах он научился плавать? Сколько ему лет? Как его зовут?
Мы уже знакомы с творчеством Маши Вайсман («Лучший друг медуз» – «Литературное чтение», 3 класс, ч. 1). Главные герои данного рассказа – те же, что и в «Лучшем друге медуз»: мальчик Филя и его семья. Филя, должно быть, учится в младших классах: с одной стороны, он называет дылдой 10-летнего мальчика (очевидно, что он сам значительно младше), с другой – не хочет получать двойки (то есть в школе он уже учится). Плавать Филя научился, как только понял, что медузы – его друзья, а не враги (см. «Лучший друг медуз»).
Обрати внимание на помеченные в тексте места. Какие из них тебе кажутся смешными?
Как ты думаешь, на что указывает такое выделение? Объясни это для каждого случая. Как называется такой приём?
Можно обратить их внимание на те места в тексте, которые выделены жирным шрифтом, и на те места, которые подчёркнуты одной чертой. Эффект смешного здесь создаётся за счёт приёма контраста, то есть противопоставления: дылда лет десяти говорит главному герою «кыш, малявка»; маму сперва нежно берут за руку, а затем, после «ужасной» просьбы поиграть в компьютерную приставку, рука мальчика будто оборачивается змеёй; «немного обождать» значит подождать «полторы мучительных минуты» и т. д.
Почему мама так переживает из-за того, что её сын любит играть на компьютерной приставке? Найди и прочитай строчки, в которых об этом говорится?
Маме совсем не нравится увлечение сына компьютерными играми. Она считает, что лучше «купаться и гулять», чем «сидеть в духоте»; её сынок читает «такие хорошие книжки», и она не может понять, отчего ему «нравятся игры, где сплошной мордобой, и больше ничего».
Как Филя уговаривает и убеждает маму разрешить ему играть на приставке? Прочитай нужные фрагменты текста.
Пытаясь уговорить маму разрешить ему немного поиграть на компьютерной приставке, Филя разыгрывает нежного сына («Я нежно взял маму за руку, нежно заглянул ей в глаза и сказал: – Мамочка, я так тебя люблю, ты самая лучшая мамочка на свете!»); затем – маленького мальчика («Я заполз к ней на колени, как маленький… Не может же она строго запретить что-нибудь, когда у неё на коленях маленький мальчик»). Филя не только очень хорошо изучил свою маму, он готов хитрить и притворяться, лишь бы добиться своего.
Но убеждают маму доводы разума (пусть и немножко лукавые): «– Если я буду побеждать на приставке, постепенно у меня появится привычка побеждать в жизни, – добавил я бодрым голосом и, кажется, попал в самую точку». Почему мама улыбнулась таким словам? Её порадовала решимость сына научиться побеждать в жизни, удивили столь взрослые рассуждения? Или она догадалась, что Филя и в самом деле очень хочет поиграть на приставке и хитрит?
К какому выводу приходит Филя, когда обнаруживает, что «дылда» плавает в нарукавниках? Чем он решает заняться? Прочитай это место в тексте.
Когда Филя видит дылду, бултыхающегося у самого берега и в нарукавниках, он решает, что «в жизни он его уже победил… Значит, ничего не стоит научиться жать на кнопки». Филя решает поспешить к своей «любименькой приставочке».
Догадывается ли Филя, как отнесётся к его плаванию мама? Прочитай строчки, из которых это видно. А у тебя бывает так, что твоим родителям не нравится то, что нравится тебе? Какой выход из подобной ситуации ты видишь?
Он догадывается, что мама в восторг от его планов, скорее всего, не придёт: «Всё-таки одного умения жать на кнопки для жизни недостаточно, – говорил я про себя строгим маминым голосом…».
Последнее задание предлагает провести параллель между этим рассказом и нашим жизненным опытом. Родители тоже догадываются о наших «методах воздействия».
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Хрестоматия. Малаховская О.В.