Ответы к стр. 13 — 25
Стр. 13
Аня: Осенью в природе происходит так много интересного!
Ваня: А мне кажется, ничего особенного: было всё зелёное — стало жёлтое.
- Прав ли Ваня?
Напиши, что, на твой взгляд, меняется в природе осенью.
Изменение окраски листьев и листопад — главные осенние явления в жизни деревьев и кустарников. А ещё главный источник неповторимой красоты этого времени года. Солнце поднимается в небе уже не так высоко. В сентябре появляются первые заморозки. Часто льют мелкие, моросящие, затяжные дожди. Воздух становится влажным, над водой стелются густые туманы. Трава буреет и увядает, но радуют глаз своим цветением гладиолусы, хризантемы, астры, георгины, бархатцы. В осеннем лесу появляется много грибов. Насекомые прячутся на зиму в почву, в трещинки на коре деревьев, под опавшие листья. Каждую осень многие птицы до весны улетают из наших краёв. Животные готовятся к зиме.
Стр. 14 — 15
Учимся наблюдать
Знаешь ли ты произведение Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»?
- Прочитай строки из этого замечательного рассказа.
- Составь план, опираясь на выделенные в тексте фразы.
- Подготовься пересказать текст.
Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привёл всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в далёкий путь, и все имели такой серьёзный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч вёрст… Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнет от разных случайностей, – вообще было о чём серьёзно подумать.
Серьёзная большая птица — лебеди, гуси и утки, собирались в дорогу с важным видом, сознавая всю трудность предстоящего подвига; а более всех шумели, суетились и хлопотали маленькие птички — кулички-песочники, кулички-плавунчики, чернозобики, черныши, зуйки. Они давно уж собирались стайками и переносились с одного берега на другой, по отмелям и болотам с такой быстротой, точно кто бросил горсть гороху…
А как быстро летело время! Был уже целый ряд холодных утренников, а от инея пожелтели берёзки и покраснели осины. Вода в реке потемнела, и сама река казалась больше, потому что берега оголели, – береговая поросль быстро теряла листву. Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжёлыми облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелётной птицы…
Лес стоял тёмный и молчаливый, потому что главные певцы улетели, не дожидаясь холода.
1. Серьёзная подготовка к дальнему перелёту.
2. Холодные утренники.
3. Осеннее небо с тяжёлыми облаками.
Стр. 16
- Найди в библиотеке и прочитай рассказ целиком.
Читать Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
- Ответь на вопросы. Запиши, используя слова из текста.
1. Как выглядел осенний лес?
Лес стоял тёмный и молчаливый, потому что главные певцы улетели, не дожидаясь холода.
2. Какой была река?
Вода в реке потемнела, и сама река казалась больше, потому что берега оголели.
3. Как выглядело небо?
Небо часто покрывалось тяжёлыми облаками, ронявшими мелкий осенний дождь.
4. Как вели себя птицы?
Все начали готовиться в далёкий путь, и все имели такой серьёзный, озабоченный вид.
- Выпиши из текстов, которые ты прочитал, эпитеты и сравнения.
Осенний холод, серьёзный, озабоченный вид, бедные птицы, разные случайности, серьёзная большая птица, с важным видом, предстоящего подвига; маленькие птички, точно кто бросил горсть гороху, холодные утренники, холодный осенний ветер, тяжёлые облака, мелкий осенний дождь, лес тёмный и молчаливый.
Стр. 17
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Пишем рассказ
- Подбери нужные слова на тему «Краски осеннего леса». Справиться с заданием тебе поможет «Словарная коробочка»
Краски осеннего леса
Наступила осень. Листья на деревьях изменили свой цвет и стали золотыми. Небо часто хмурилось, сдвигая низкие, серые тучи, словно брови. Иногда шёл мелкий дождь. Лес ещё радовал последними красками осени, но птицы уже собирались в стаи, готовясь улететь в тёплые края. В лесу появилось много грибов. То тут, то там можно было увидеть их блестящие коричневые и рыжие шляпки. На краю поляны, будто костёр, ярко краснела алыми гроздьями рябина.
Стр. 18
- Понаблюдай за осенней природой и составь свой рассказ. Озаглавь его.
Не забывай использовать образные слова. Подчеркни их в получившемся тексте.
Краски осени в осеннем лесу
Все краски осени можно встретить, гуляя в лесу по ковровым дорожкам из разноцветных листьев. Птицы на разные голоса разносят хвалебные оды золотому убранству. Каких нарядов здесь только не встретишь! Берёзки застенчиво стоят в золотых сарафанах. Осинки выступают вперёд в ярко-красных платьях. О чём-то спорят дубы в зелёных смокингах. Одинокая рябина горит огненным пламенем в своём необыкновенном наряде. Скоро начнётся их последний осенний бал перед зимним сном.
Стр. 19
Сочиняем стихи
- Попробуем вместе подобрать рифмы к словам:
зайка — чайка,
кружка — сушка,
кошка — мошка. - А теперь самостоятельно подбери рифмы к следующим словам:
мышка — малышка, глупышка, трусишка;
гайка — хозяйка, всезнайка, лужайка;
река — глубока, облака, широка;
ребята — котята, щенята, цыплята;
подружка — девчушка, деревушка, частушка;
котёнок — ребёнок, львёнок, тигрёнок;
сад — маскарад, снегопад, закат;
краска — раскраска, зеленоглазка, сказка;
шишки — детишки, вспышки, братишки;
МАСТЕРСКАЯ ПИСАТЕЛЯ
Стр. 20 — 21
- Напишем грустное стихотворение «Осенний день».
Осенний день
Осенний день в окошко постучал,
Пролив слезу на подоконник утром хмурым.
И шумный город сразу замолчал,
Став чёрно-белым, хмурым и понурым.
Стр. 23 — 25
- Прочитай строки из рассказа Н. Носова о том, как Незнайка сочинял стихи и что в результате у него получилось.
- Обсуди с другом, можно ли назвать стихами то, что сочинил Незнайка.
То, что сочинил Незнайка, можно назвать дразнилками.
- Объясни, почему друзья обиделись на Незнайку.
Друзья обиделись на Незнайку, потому, что ради рифмы, он сочинял неправду, у него получились обидные дразнилки.
- Попробуй и ты сочинить небольшое стихотворение о дружбе. Можешь посвятить его своим друзьям.
- Придумай заголовок стихотворения.
- Не повторяй ошибок героя рассказа Н. Носова «Как Незнайка сочинял стихи».
Дружба
Дружат пчёлы и цветок,
Дружит лист и ветерок,
Дружат в поле колоски,
И с тобою дружим мы.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2 класс. Коти Т. Ю. 2015 г.