Ответы к стр. 86 — 88
?
В этой главе мы познакомимся с теми чертами, которыми обладает настоящий сказочный герой; выясним, отличается ли поведение героя современной авторской сказки от того, как ведёт себя герой народной сказки; сравним сказочного героя с героем рассказа.
Сначала мы должны усвоить три важные характеристики настоящего сказочного героя:
1. Настоящий сказочный герой уходит из дома навстречу трудностям и опасностям.
2. Он преодолевает все трудности и препятствия, которые встречаются ему в дороге.
3. Справившись со всеми препятствиями, сказочный герой возвращается домой повзрослевшим и поумневшим.
Одна из задач этой главы состоит в том, чтобы объяснить, что в народных сказках герои всегда поступают сходным образом, следуя сказочным законам.
Затем на материале сказки Б. Заходера «История гусеницы» убедимся, что в современных авторских сказках герой ведёт себя практически так же, как в сказках народных: уходит из дома (пусть и не по своей воле), преодолевает препятствия, возвращается домой изменившимся.
Далее на материале произведений Н. Гарина-Михайловского «Детство Темы» и Л. Пантелеева «Честное слово» рассмотрим, какими особенностями отличаются герои рассказов. Мы должны будем выяснить, похож ли герой рассказа на сказочного героя.
Важно понять, что и в сказке, и в рассказе, для того чтобы стать главным, герою нужно совершить поступок, преодолеть препятствия, а для этого приходится выходить из дома. И это делают и герои сказок, и герои рассказов. Но сказка и рассказ – это разные повествования. В сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции. Герои сказок ведут себя одинаково. В рассказе поведение героя зависит от его внутреннего мира, от его характера, от его воли.
В сказке поведение героя зависит не от него самого, а от законов самой сказки: если ты герой, ты действуешь по образцу, по правилам, по сказочным законам. Сказка не рассказывает о том, что чувствует герой, когда встречается с очередной угрозой или опасностью. А вот из рассказа мы можем узнать, какие сложные и разнообразные переживания бывают у героя.
В этой главе впервые используется приём, который получит свое развитие в 4 классе. После отрывков из стихотворения Николая Некрасова «На Волге» («Детство Валежникова») помещены биографические сведения о поэте. Эти сведения подобраны таким образом, чтобы можно было догадаться, что Николай Некрасов писал о мальчике, жизнь которого очень похожа на его собственную. Таким образом, биографические сведения даются не как нечто совершенно отдельное от творчества, а как тот опыт, те впечатления и переживания, которые участвуют в создании литературного произведения.
С. 86–88. На примере сказок «Колобок» и «Гуси-лебеди», которые знакомы нам с раннего детства, обсуждаются черты настоящего сказочного героя. Сначала мы при помощи Михаила Потаповича выясним, что Колобок является настоящим сказочным героем только наполовину. Затем прочитаем на плакате Летучей Мыши, каковы же черты настоящего сказочного героя:
1. Настоящий сказочный герой уходит из дома навстречу трудностям и опасностям.
2. Он преодолевает все трудности и препятствия, которые встречаются ему в дороге.
3. Справившись со всеми препятствиями, сказочный герой возвращается домой повзрослевшим и поумневшим.
Вооружившись этими знаниями, мы должны будем выяснить, можно ли Алёнушку (из сказки «Гуси-лебеди»), которая спасла братца Иванушку, считать настоящим сказочным героем?
Надо отметить, что Алёнушка:
1. Ушла из дома в поисках братца.
2. Преодолела множество трудностей (смогла убежать от Бабы-яги и унести братца, спаслась от Гусей-лебедей, которые её преследовали).
3. Вернулась домой повзрослевшей и поумневшей.
В начале сказки Алёнушка была легкомысленной (оставила братца одного) и не умеющей себя правильно вести (отказалась от угощения и помощи Речки, Печки и Яблони). А в конце сказки Алёнушка повзрослела, научилась себя вести правильно, то есть в соответствии со сказочными законами: приняла угощение от волшебных помощников – Речки, Печки и Яблони – и получила от них помощь.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.