Ответы к стр. 126 — 137
? с. 129 — 130 — Тебе нравится Варюша. Как ты думаешь, сколько ей лет? Она старше или младше тебя? Почему тебе так кажется?
Можно ли что-то сказать о характере Варюши? Как она разговаривает с бойцами? Верит ли девочка в чудесные свойства подаренного ей колечка?
Можно сначала обсудить возраст Варюши. Так, поскольку автор ласково называет девочку Варюшей, поскольку она внучка, можно заключить, что это девочка 7–10 лет. Её уже можно послать в соседнее село за махоркой. Боец общается с ней не как с барышней 10 лет, а как со взрослым и серьёзным ребёнком лет 7–8-ми. Просит продать махорку, даёт ласковые прозвища, сочиняет сказку про колечко. Из этого отрывка видно, насколько серьёзно и по-взрослому Варюша относится к деду и его болезни: идёт в соседнее село за махоркой, не соглашается продать махорку бойцу. Вместе с тем видно, что она очень добрая и наблюдательная девочка: понимает, насколько человек может хотеть закурить, делится дедовой махоркой с бойцом. Варюша – общительная девочка: уверенно и по-взрослому общается с бойцами. Есть и первые намёки на то, что она впечатлительная девочка: верит в сказку.
Как называет Варюшу бородатый боец? Найди нужные строчки в тексте. Это обидные или ласковые прозвища?
«Цветок-лепесток в валенках» и «анютины глазки с косичками». Конечно, в обоих случаях мы имеем дело с метафорами (когда один предмет /девочка/ уподобляется другому предмету /цветку/ на каком-то основании: красоте, нежности в первом случае, синеве глаз – во втором случае). Но поскольку мы не вводим в начальной школе понятия метафоры, то назовем это сравнением.
Как ты думаешь, судя по этому отрывку, текст Константина Паустовского — сказка или рассказ? Какой фрагмент в этой части текста похож на сказку? А какие черты рассказа ты видишь в «Стальном колечке»?
Признаки рассказа хорошо видны в тексте: указано, в каком именно селе живут дед с внучкой и в какое село Варюша идёт за махоркой. Все конкретные детали: снегопад, станция, проносящийся мимо поезд – характерны именно для рассказа. А главное, что уже в этом фрагменте текста раскрывается характер девочки. Содержание беседы девочки с бойцом также говорит о том, что это рассказ: ведь то, что перстенёк обладает чудесными свойствами, может быть просто доброй шуткой взрослого человека.
Вместе с тем то же самое содержание беседы бойца с девочкой по поводу перстенька очень похоже на сказочное. Во-первых, боец (которого другой боец называет «колдуном», хотя это только потому, что тот уцелел, будучи сапёром) не просто так дарит девочке колечко, но за то, что она выдержала испытание: не стала продавать махорку бойцу, но угостила его. Во-вторых, сам характер комментариев бойца по поводу колечка похож на сказку: колечко можно надевать на три разных пальца, и оно начинает обладать разными свойствами, оказавшись на среднем, указательном или безымянном пальце. В этом уже заложено очередное испытание для героини: что она предпочтёт в дальнейшем. В-третьих, даже описание поезда похоже на описание чудовища, которое может подхватить и унести маленькую героиню.
Зависит ли продолжение текста от того, сказочная это история или рассказ? Обоснуй свой ответ.
Если мы определим текст как рассказ, то та история, которую они придумают, должна будет развиваться так, как в обычной жизни, то есть подчинятся случаю. А если они воспримут текст, как сказку, то развитие событий в нём должно будет подчиняться строгим сказочным законам.
? с. 131 Воробей Сидор – сказочный персонаж или настоящий? Какой у него характер?
Как ты думаешь, Варюша услышала ответ Сидора в его писке и чириканье, или воробей действительно разговаривает с девочкой?
Важно ли учитывать при ответе на этот вопрос, является ли «Стальное колечко» сказкой или рассказом?
Вспомни, в каком ещё рассказе Константина Паустовского рядом с людьми жил воробей? Чем Сидор отличается от растрёпанного воробья из одноименного рассказа?
Воробей Сидор – обыкновенный воробей, который живёт в доме. Это не сказочный персонаж, и искать колечко он не может. А то, что с ним общаются дед и Варюша, это естественно. Его ответ Варюше – это то, что ей слышится в писке Сидора. Растрёпанный воробей (из одноименного рассказа К. Паустовского) – это уже по-настоящему сказочный персонаж, который в курсе всех событий Машиной семьи, который понимает, в чём смысл случившегося несчастья с пропажей брошки, который возвращает стеклянный букетик Машиной маме прямо во время спектакля.
? с. 134 — 135 Как повела себя Варюша, когда нашла колечко? О чём она больше всего беспокоится и чего больше всего хочет?
Какое чудо случилось в жизни Варюши и деда Кузьмы? Это чудо касается только их двоих? Найди в тексте описание наступающей весны. Какой приём использует автор, чтобы рассказать об этом?
Когда Варюша нашла колечко, она сразу же надела его на средний палец. Из этого видно, что девочка думает только о том, чтобы её дедушка поскорее поправился.
Чудо, которое случилось в жизни Варюши и деда Кузьмы, – это одновременно и приход весны, и выздоровление деда. Это чудо касается всей природы, всего живого вокруг. Найдём и зачитаем описание наступающей весны. В этом описании автор использует приём олицетворения: «Блестели чёрные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче».
Отчего же поправился дедушка? Как ты ответишь на вопрос, если считаешь это произведение сказкой? А с чем можно связать выздоровление дедушки, если считать эту историю рассказом?
Поправился ли дед потому, что Варюша нашла колечко и надела его на средний палец, или оттого, что пришла весна, – неизвестно. Это зависит от того, как мы определим жанр текста. Если считать, что это сказка, значит… Если же считают, что это рассказ, значит… Но важно обратить внимание на то, что особенностью текста Константина Паустовского является его глубоко поэтический характер. А поэтическое восприятие мира – это уже чудо, которое не менее значительно, чем сказочные чудеса. Поэтическое восприятие мира преображает мир, помогает обнаружить в нём волшебную сторону, даёт человеку силы и надежду, помогает преодолеть страх и болезнь.
? с. 137 Второе чудо — это продолжение первого или совсем другое чудо? В чём оно состоит?
Наблюдательный ли человек Варюша? Какие необыкновенные вещи замечает она вокруг? Подтверди свой ответ строчками из текста.
Второе чудо (или «большущая радость») связано с тем ощущением счастья, которое пробуждается в душе, если это развитая и восприимчивая душа, которая может расцвести от погружённости в красоту окружающего мира. Варюша наслаждается тем, что наблюдает приход весны: она умеет смотреть и видеть, не просто слушать, но и слышать, умеет ощущать невидимые прикосновения воздуха, умеет получать от всего этого огромное удовольствие. Именно красота пробуждающейся к жизни природы захватывает Варюшу и окутывает её чувством счастья. Не случайно девочка просыпается очень рано и одна идёт к лесу. Второе чудо – это всё тот же приход весны, который делается всё более и более ярким и заметным.
А какие чудесные звуки она слышит? Прочитай нужные строчки.
Пришла ли к Варюше «большущая радость»? С чем связано ощущение счастья, охватившее девочку?
Важно обнаружить не только зрительные образы («белые подснежники», «зацвели-запестрели тысячи тысяч цветов; «из ореховых серёжек посыпалась жёлтая пыльца», «такой свет лился с небес, что…» и т. д.), но и способность автора создать звуковой образ весны – образ, основанный на многочисленных звуковых впечатлениях. Позванивают белые подснежники (пусть отыщут потрясающее сравнение, которое создаёт впечатление этого позванивания: «будто в нём сидел маленький жук…»), стучит дятел, запела иволга, закуковала кукушка. Автор отмечает и перекличку петухов, и звон воды, и пересвистывание птиц… Есть и тактильные ощущения прихода весны (чувствуются как бы прикосновения весны): сильный, тёплый, ласковый ветер; липкие берёзовые листочки…
Самое главное впечатление, которое приносит Варюше ощущение большущей радости и счастья, – это впечатление необыкновенной красоты пробуждающейся к жизни природы. Но это не просто какая-то абстрактная природа – это природа конкретного местечка, в котором живут Варюша и её дед, – деревушки Моховое: «Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!» Здесь выражена мысль о том, что не надо далеко ходить за счастьем: счастье – оно рядом, надо просто уметь его разглядеть; надо воспитывать глаз и развивать душу, чтобы уметь наслаждаться красотой мира, который окружает тебя.
Ещё раз внимательно прочитай описание весны в Моховом. В каких строчках текста приход весны описывается как чудо?
Обратите внимание на то, что приход весны описывается именно как чудо: «Такой свет лился с неба, что глаза у деда Кузьмы стали узкие, как щёлки, но всё время посмеивались. А потом по лесам, по лугам, по оврагам сразу, будто кто-то брызнул на них волшебной водой, зацвели-запестрели тысячи тысяч цветов».
А тебе приходилось наблюдать что-либо подобное? Какие признаки и особенности весны больше всего нравятся тебе?
Как ты думаешь, почему текст Константина Паустовского оказался именно в этой главе хрестоматии? Найди строчки, которые подтверждают, что это рассказ не только о судьбе девочки и её деда, но и о родной стороне.
Нам понятно, почему текст помещён в главу «Сравниваем прошлое и настоящее». События, которые описа
ны в тексте, происходят не в наши дни, а, скорее всего, сразу после Великой Отечественной войны. Какие чувства и переживания героини этого произведения понятны и близки людям, живущим в самые разные исторические эпохи. Это чувство любви к родным, чувство восхищения красотой природы; привязанность к месту, где живешь.
А можно поместить его в другую главу? В какую?
Текст можно поместить в главу «Учимся наблюдать и копим впечатления» и в главу «Учимся любить».
Этой примеркой мы обнаруживаем, насколько многозначен текст Паустовского и насколько условно деление текстов по главам. Каждый текст – это целый мир, и поэтому он может быть помещён в разные главы.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Хрестоматия. Малаховская О.В.