Ответы к стр. 19 — 21
Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
К тому времени, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он прошёл уже большой творческий путь. Он был автором комедий, комических опер, трагедий, сатириком, журналистом и стихотворцем. Но прославился он как великий баснописец. Пушкин сказал о нём: «Он превзошёл всех нам известных баснописцев».
Глубоко и серьёзно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.
Басни Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них. Они вошли в золотой фонд национальной культуры. Строки из басен закрепились в нашей речи, стали привычными.
Басни Крылова широко известны не только в нашей стране, но и в других странах мира. Они переведены более чем на 50 языков.
Крылов стал первым писателем, которому в России поставили памятник 12 мая 1855 г. работы Т. Клодта «Дедушке Крылову» в Летнем саду.
? История, рассказанная Иваном Крыловым, — та же самая история, что и в басне Эзопа? Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у разных народов?
История, рассказанная Иваном Крыловым, – та же самая, что и в басне Эзопа (только некоторые детали в ней другие: у Эзопа действует Ворон, а у Крылова – Ворона, у Эзопа Ворон держит кусок мяса, а у Крылова Ворона хочет позавтракать сыром…). Это бродячая история.
? В чём сходство и различие этих двух басен? Какая из них написана ПРОЗОЙ (является ПРОЗАической), а какая — СТИХАМИ? Какая басня помогает тебе лучше представить животных: их внешний вид и поведение? Какая басня кажется тебе более смешной? Почему?
В басне Эзопа Лисица сомневается в том, что у Ворона вообще есть голос. А в басне Крылова Лисица ещё коварнее: она льстит Вороне, говоря, что и голос у той, должно быть, необыкновенно красивый. Но с другой стороны, Лисица у Крылова – просто плутовка, она хитрая, не более того. Она не поучает Ворону после того, как сыр у той выпал. Она добилась своего, и больше её ничего не интересует. У Эзопа –Лисица ещё и поучает Ворона, она читает ему мораль.
Басня Эзопа написана прозой, а басня Крылова – стихами.
Говоря о лисице, Крылов не просто констатирует факт, как это делает Эзоп («стала она /лиса/ перед Вороном и принялась его расхваливать»), но описывает движения Лисицы («на цыпочках», «вертит хвостом», «глаз не сводит»), описывает интонации её голоса («говорит так сладко, чуть дыша»). Несколькими словами Крылов показывает, насколько движения Вороны неуклюжи и неповоротливы («на ель Ворона взгромоздясь…»), описывает, как Ворона реагирует на льстивые слова лисицы («с похвал вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье спёрло»). Эзоп же, говоря о Вороне, только констатирует, перечисляет его действия («Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве», «Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос»). Таким образом, характеры героев подробнее разработаны именно в басне Ивана Крылова.
Скорее всего, именно благодаря тому, что можно ярче представить героев басни: неповоротливость и наивную радость глупой вороны; ужимки и уловки хитрой лисы, басня Крылова кажется более смешной.
? Найди КОНТРАСТ в описании внешности и голоса Вороны из басни Крылова.
Лисица, описывая Ворону («ну что за шейка, что за глазки!»; «какие пёрушки! какой носок!») и высказывая свои предположения о её чудном голосе («ангельский быть должен голосок»), использует слова в уменьшительно-ласкательной форме. Всё это приходит в полное несоответствие со строчкой: «Ворона каркнула во всё воронье горло». Контраст создается при сопоставлении ожидаемого «ангельского голоска» и того, что звучит в реальности, а также при сопоставлении внешности (какой её описывает льстивая Лисица: «голубушка, как хороша…») и грубого голоса Вороны.
? Есть ли мораль в басне и в какой части текста она приводится?
Причина того, что Миша не обнаружил мораль в этой басне, в том, что мораль находится в самом начале басни, а не в конце.
? Рассмотри иллюстрацию к басне, сделанную художником Валентином Серовым.
Это — рисунок карандашом. Сравни величину фигурок Вороны и Лисицы. Высоко ли сидит Ворона? Скажи, можно ли с такого расстояния рассмотреть, какие у Вороны «пёрушки» и какой у неё «носок»? Понимаешь теперь, почему художник выбрал такую точку зрения?
В ходе обсуждения иллюстрации Валентина Серова к басне «Ворона и Лисица» нужно отметить, что зрительный контраст – большой вороны и крошечной лисицы – создаёт комический эффект, поскольку совершенно ясно, что с такого расстояния лисица никак не может разглядеть таких подробностей внешности вороны, как «глазки», «пёрушки» и «носок».
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.