Ответы к стр. 112 — 113
? с. 112
— Герой поэта — это он сам в детстве? — решил уточнить Миша.
Как ты ответишь Мише?
Почему Миша решил, что поэт описывает свои детские впечатления? Только лишь из-за названия стихотворения? Внимательно прочитайте стихотворение. Легко ли представить картину, которую описывает поэт? Можете ощутить зной летнего дня, почувствовать кору сосны, её аромат? Впечатления живые, яркие и настолько достоверные, что можно с уверенностью согласиться с мнением Миши.
— Как вы думаете, герой бродил по лесу босиком или в обуви? — спросила Евдокия Васильевна.
— Разве об этом сказано? — удивился Петя.
А как ты думаешь: сказано или нет?
Герой стихотворения бродит по лесу босиком. Этот вывод легко сделать из фразы «песок — как шёлк…» (вторая строфа). Разве можно почувствовать шелковистость песка, если ходить по нему в обуви? Реплики Евдокии Васильевны и Пети побуждают к подробному прочтению стихотворения, поиску деталей и умению анализировать прочитанное, делать из него выводы.
— Поэт воспринимает мир всеми органами чувств, — сказала Евдокия Васильевна. — Его герой помнит особые запахи леса, помнит, каков на ощупь песок, какова на ощупь сосновая кора.
Найди в тексте подтверждение того, о чём сказала Евдокия Васильевна.
Иван Бунин удивительно точно описывает свои детские впечатления. Действительно, он помнит особые запахи леса: «Чем жарче день, тем сладостней в бору // Дышать сухим смолистым ароматом» (первая строфа); каков на ощупь песок: «Песок — как шёлк…» (вторая строфа); какова сосновая кора: «Кора груба, морщиниста, красна, // Но так тепла, так солнцем вся прогрета!» (третья строфа). Благодаря такой достоверности описания и читателю легко представить, что чувствовал в лесу мальчик.
Затем отыщи то место в тексте, где поэт использовал приём контраста, и подумай, что он хотел подчеркнуть с помощью этого приёма.
С помощью контраста поэт противопоставляет себя, маленького 10-летнего мальчика, и гигантскую старую сосну: «…мне только десять лет, // А ствол — гигант, тяжелый, величавый» (вторая строфа). А вы заметили, что мальчик и дерево не только разного роста, но и возраста? («…мне только десять лет…»)
Создаётся ли впечатление солнечности, особой световой насыщенности в картине природы?
Впечатление особой световой насыщенности бора передают строки: «бродить по этим солнечным палатам… // Повсюду блеск, повсюду яркий свет…» (первая, вторая строфы). Поэт бродит по «солнечным палатам» леса, ощущает «зной и сухость солнечного света» (третья строфа).
— Вспомните стихотворение Бунина «Листопад», — попросила Евдокия Васильевна. — Есть ли что-нибудь общее в произведениях поэта?
Ты можешь ответить на этот вопрос?
— Мне кажется, что красота природы в стихах Бунина проникает во все наши клеточки, проходит через все канальчики, — сказала Маша. — Мы её ощущаем, обоняем, осязаем, мы ею пропитываемся…
Ты соглашаешься с мнением Маши Ивановой?
Помните ли вы стихотворение Ивана Бунина «Листопад»? Чтобы более качественно выполнить это задание, перечитайте это стихотворение. Осенний лес сравнивается с расписным теремом («Листопад»), а летний лес в «Детстве» — с солнечными палатами. Таким образом, герой — автор обоих стихотворений воспринимает лес как нечто волшебное, сказочное. Далее, в «Листопаде», как и в «Детстве», описано не только то, как лес выглядит, но и как герой его ощущает, с любовью переданы лесные запахи и ароматы, особые звуки леса.
Комментарий Маши Ивановой помогает обобщить впечатления от произведений Ивана Алексеевича Бунина. Вероятно, вы захотите поделиться своими собственными мыслями о творчестве поэта и писателя.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.