Ответы к стр. 126 — 127
? с. 126
Эмилия Шанкс. Наём гувернантки
Найди в «Музейном Доме» картину Эмилии Шанкс «Наём гувернантки».
Внимательно рассмотрите картину Эмилии Шанкс «Наём гувернантки». Выясните, кто такая гувернантка (если мужчина — гувернёр) — работа с Толковым словарем. Можно ли Якова Семёновича из рассказа Набокова «Обида» назвать гувернёром? Да, можно: в тексте сказано, что Яков Семёнович — студент, воспитатель Володи и Кости Козловых. На дне рождения у Володи он присматривал за детьми, руководил их играми и возил на пикник.
? с. 127
Объясни, что происходит в комнате.
В комнате происходит разговор хозяйки дома и гостьи, девушки, пришедшей наниматься в гувернантки. В дверях стоит старенькая няня с двумя детьми (мальчиком лет шести и девочкой лет пяти), которых и должна будет обучать гувернантка.
Кто из участников события нервничает и слегка напуган?
Будущая гувернантка и девочка. Будущая гувернантка сидит в несколько напряжённой позе, сложив руки на коленях. Видно, что она чувствует себя не очень уверенно, нервничает и волнуется. Девушка смотрит на будущих воспитанников слегка испуганно. Волнение и лёгкий испуг видны также в позе и выражении лица младшей девочки. Обратите внимание на жест её рук: они сложены почти так же, как у гувернантки.
Кто смотрит дерзко и насмешливо?
Мальчик, старший сын. Поза и взгляд мальчика выражают независимость и высокомерие: он стоит, заложив руки за спину, склонив голову набок и смотрит на свою будущую воспитательницу с лёгкой насмешкой.
Кто — устало и снисходительно?
Мать. Хозяйка дома сидит в свободной и расслабленной позе, она устало опирается на подушку, подпирая голову рукой. На гувернантку дама смотрит без особого интереса — спокойно и снисходительно.
В чьём взгляде есть оттенок горечи и обиды?
Во взгляде няни. Поскольку няня воспитывала детей с самого их рождения, они остаются для неё ещё малышами, и ей теперь жаль с ними расставаться (дети будут больше времени проводить уже не с няней, а с гувернанткой, обучаясь языкам, математике и другим предметам). Старенькой няне немного обидно, что в её услугах уже нет большой нужды и ей нашлась замена.
Выдели с помощью рамки горизонтальный фрагмент «Мать и еёе дети», а затем — вертикальный фрагмент «Няня с детьми». Помогают ли эти фрагменты понять, с кем дети проводят бóльшую часть времени? Предположи, уютно ли им будет с гувернанткой?
С помощью рамки выделите и рассмотрите сначала горизонтальный фрагмент «Мать и её дети», а затем — вертикальный фрагмент «Няня с детьми». Обратите внимание на то, как отстранены дети от матери (брат и сестра находятся близко друг к другу, но отодвинулись от своей мамы); с другой стороны, они стараются быть рядом с няней (несмотря на насмешливый вид мальчика). Нетрудно понять, что бóльшую часть времени они находились с няней, а теперь им предстоит проводить время с гувернанткой. Здесь можно рассуждать на тему, каково придётся детям с гувернанткой (и, наоборот, гувернантке с детьми). Будет ли одинаково легко «новенькой» и с мальчиком, и с девочкой? Детям, скорее всего, будет нелегко лишиться опеки старенькой заботливой няни, сразу привыкнуть к новой воспитательнице и включиться в занятия. Из картины понятно, что девочка, скорее всего, будет послушной и старательной ученицей. Возможно, она будет даже побаиваться гувернантку. А вот мальчик, наверняка, будет вести себя более раскованно. Он более самоуверенный и своевольный, чем младшая сестра.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.