Особенности первой главы
Задачи 1-й главы – на материале произведений Эзопа, Лафонтена, И. Крылова, а также графических иллюстраций В. Серова к басням И. Крылова показать особенности такого литературного жанра, как басня. Речь пойдет о композиционном построении басни (басня состоит из двух частей – повествования и морали), о её связи со сказкой о животных (повествование басни, как правило, связано со сказкой о животных), о бродячих басенных сюжетах (мы их называем «историями»), которые родились очень давно и путешествуют во времени и пространстве (то есть известны в разные периоды истории в разных странах), об эмоциональной окраске того смеха, на который ориентирована басня (это скорее не весёлый смех, а горький, поскольку цель басни – в большей мере поучать, воспитывать, чем смешить).
На материале этой главы мы также продолжим показывать, что произведения фольклора и литературы живут во времени. В первой части учебника мы делали это, сравнивая сказочные сюжеты, принадлежащие к разным периодам древности. Сказочные истории мы поделили на самые древние, просто древние и менее древние. Так начала складываться «фольклорная» лента времени. Теперь на этой ленте времени появятся и первые литературные произведения – басни.
Композиционно басня состоит из двух частей: основной части и вывода. Основная часть басни называется повествованием, а вывод из басни – моралью. Мораль, которая содержит вывод, может находиться как в конце, так и в начале басни.
Сравнивая басню и сказку о животных, мы должны заметить и черты сходства, и черты различия. В басне чаще всего героями являются животные, как и в сказке, но басня отличается от сказки по построению. Повествование басни представляет собой занимательную историю о животных, а вот мораль, которая является выводом из этой истории, связана уже с жизнью людей. Сказка же строится по другим законам (по принципу кумулятивной цепочки и наличием повторов).
Лента времени на с. 13 отображает как развитие жанра народной (фольклорной) сказки, так и появление и развитие басни как жанра авторской литературы. На этой Ленте времени помещены имена таких знаменитых баснописцев, как Эзоп и Иван Крылов. Мы выясним, что басни появились 4000 лет назад – в то же время, когда бытовали просто древние сказки.
Просто древние сказки учат человека быть хитрым, чтобы выжить в борьбе с природой. Соответственно, мораль первых басен тоже учила хитрости. А поскольку басни Эзопа являются современницами менее древних сказок, то их мораль учит мудрости. У этого античного автора есть басни, которые учат человека быть хитрым и расчетливым. Это означает их связь с просто древней сказкой. Но у этого же автора есть басни, которые, как менее древняя сказка, учат человека быть мудрым. Таким образом, важно обратить внимание на то, что в одном и том же произведении могут сосуществовать черты более и менее древние.
В этой главе уместно проследить появление и развитие во времени не только такого жанра авторской литературы, как басня, но и таких произведений устного народного творчества, как пословицы. Это оправдано, поскольку пословицы появились, очевидно, одновременно с первыми баснями (4000 лет назад) и поскольку авторы басен часто использовали пословицы в качестве морали в своих произведениях.
Таким образом, в этой главе мы еще раз оговариваем различие между авторской литературой и устным народным творчеством (фольклором). У пословиц нет конкретных авторов, это остроумные народные выражения. Это не литературное, а устное народное творчество. С их помощью даётся меткая оценка самым разным жизненным ситуациям.
Познакомившись с баснями Эзопа и Ивана Крылова, которые написаны на один сюжет (Эзоп «Ворон и Лисица», И. Крылов «Ворона и Лисица»; Эзоп «Лисица и виноград», И. Крылов «Лисица и виноград»), мы получим представление о бродячих басенных сюжетах. Лента времени, помещенная на с.16, позволит нам соотнести время, когда работали самые известные баснописцы: Эзоп, Жан де Лафонтен и Иван Крылов.
Ещё одна проблема, которая обсуждается в этой главе, – это то, что смех бывает разным по своей эмоциональной окраске: весёлым и жизнерадостным, грустным и горьким. Важно подчеркнуть, что цель басни – обратить внимание людей на непростые ситуации в их жизни, когда люди выглядят не лучшим образом. Поэтому и смех она вызывает особый: это не весёлый смех, а горькая усмешка или грустная улыбка.
С 6. Найди слово БАСНЯ в Словаре происхождения слов. Что интересного тебе удалось узнать?
С. 6. Басня — это короткое стихотворное произведение. Слово «басня» происходит от древнего слова «баять» (говорить) и связано со словом «байка» (сказка).
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.