Ответы к стр. 88 — 110
? С. 92 Перечитай первые три части этого отрывка. Можно ли сказать, что у каждой из них — своя ТЕМА? О чём же первая часть? А вторая? А третья?
Миша сказал, что первая часть текста — о Гусенице, вторая — о том, что наступила весна, а третья — о Лесном Клопе и Тлях.
? Ты соглашаешься с Мишей?
Теперь ещё раз посмотри эти три части.
Какова же главная МЫСЛЬ каждой части?
Маша сказала, что главная МЫСЛЬ первой части такая:
«Гусеница была очень прожорливая и радовалась, что еды (крапивы) вокруг много».
? Ты тоже так думаешь? Главная МЫСЛЬ второй части, с Машиной точки зрения, такая:
«Наступила весна, и везде сделалось очень красиво, но Гусеница…».
? Ты можешь закончить Машино высказывание?
Главная МЫСЛЬ третьей части, считает Маша, может быть выражена словами Клопа.
Найди эти слова Лесного Клопа!
С помощью высказываний Маши и Миши мы выясним, какие тема и главная мысль в трёх первых частях этого отрывка. Машино высказывание по поводу главной мысли второй части можно закончить примерно так: «…но Гусеница не замечала ничего вокруг, кроме крапивы».
Главная мысль третьей части может быть выражена словами Лесного Клопа: «Нельзя же из-за еды забывать обо всём на свете!».
? Посмотри конец первой части и начало второй. Найди выделенные цветом слова. Можно ли сказать, что слово «хорошо» в обоих случаях наполнено одним и тем же смыслом, означает одно и то же?
Слово «хорошо» в конце первой части произносится от лица Гусеницы и выражает её взгляд на жизнь. Для Гусеницы «хорошо» – это когда вокруг много крапивы, то есть еды. Слово «хорошо» в начале второй части наполнено совсем другим смыслом. Оно произносится от лица автора и означает, что с наступлением весны вокруг стало красиво.
В какой части текста говорится о Кузнечике? А о птицах?
Как Гусеница называет и Кузнечика, и птиц? Почему?
О Кузнечике говорится в пятой части этого отрывка, а о птицах – в четвёртой. Из этих частей текста выясним, что Гусеница называет и Кузнечика, и птиц «пустозвонами». Она считает, что пение и музыка – это пустое занятие: «Песнями сыт не будешь!». Для Гусеницы главное и единственное занятие, наполненное смыслом, – это еда.
Ты догадываешься, что случилось с Гусеницей в конце последней части отрывка?
В последней части этого отрывка Гусеницу унесла в клюве птица.
— С одной стороны, Гусеница мало изменилась, — сказала Маша. — Она по-прежнему думает только…
? С. 98 Ты можешь завершить Машино высказывание?
— Но, с другой стороны, в Гусенице появилось то, чего раньше не было!
Ты догадываешься, на что Маша обратила внимание?
Гусеница по-прежнему думает только о еде, но у неё появилось определенное любопытство по поводу окружающего мира. Она стала задавать вопросы Жуку.
? с. 99 Почему Жук разбирается в окружающем мире намного лучше Гусеницы? Что позволяет ему повидать мир?
Догадываешься, почему Жук такой самоуверенный и жизнерадостный?
Жук лучше разбирается в окружающем мире, потому что он умеет летать и имеет возможность посмотреть мир как с высоты своего полета, так и спускаясь в разных местах на землю. Жук самоуверенный и жизнерадостный. Ему нравится отвечать на вопросы Гусеницы: он понимает, что многое может объяснить и чувствует себя знатоком окружающего мира. Жук чувствует себя свободным: он может в любую минуту полететь туда, куда ему захочется.
Этот отрывок истории про Гусеницу состоит из трёх небольших частей. Посмотри, какие названия для этих частей придумали Маша и Миша, и расставь их в нужном порядке.
Жук приглашает гусеницу путешествовать вместе.
Скворушка отпускает Гусеницу, и она спасается.
Жук объясняет Гусенице, что такое речка, небо и лес.
Названия, которые придумали Маша и Миша для трёх частей текста из этого отрывка, школьники без труда расставят в нужном порядке:
1) Скворушка выбрасывает Гусеницу и она спасается;
2) Жук объясняет Гусенице, что такое речка, небо и лес;
3) Жук приглашает Гусеницу путешествовать вместе.
Эти названия подробные и носят повествовательный характер (в них рассказывается о тех действиях, которые совершались в тексте).
А вот какие названия предложил Костя Погодин. В каком порядке они должны стоять?
Открытие мира.
Несостоявшееся совместное путешествие.
Неожиданное спасение.
Названия частей, которые придумал Костя, носят более обобщенный характер. Они должны быть расположены в такой последовательности:
1) Неожиданное спасение;
2) Открытие мира;
3) Несостоявшееся совместное путешествие.
Знакомство с этими названиями учит мыслить обобщенно, выражать смысл каждой части текста сжато и лаконично.
? Названия частей могут служить планом, по которому ты будешь пересказывать весь отрывок. Чьим планом ты воспользуешься: планом Маши и Миши? планом Кости? своим?
Перескажи отрывок, пользуясь любым планом. Старайся, чтобы пересказ был коротким!
В ходе пересказа надо обратить внимание на то, как сделать этот пересказ более коротким (то есть пересказывать только самое главное).
? с. 105 Почему Гусенице хотелось стать крылатой?
Миша сказал, что Гусеница сначала хотела летать по одной причине, а потом — по другой.
Гусенице хотелось стать крылатой сначала по одной причине: «Я поняла, что мне нужны крылья! Я очень рада, что они у меня будут! И поскорей бы! Ведь тогда я полечу и съем весь этот вкусный… как его… ага, лес!». Она воспринимала крылья в качестве средства, которое поможет ей съесть как можно больше. Затем мотивы Гусеницы изменились. Ей захотелось «снова увидеть небо, и речку, и луг, и лес…».
Ты понимаешь, что Миша имел ввиду? В какое время года началась эта история?
Вспомни самое начало «Истории Гусеницы».
Сколько времени она длится? (Найди подтверждение своего ответа в этом отрывке текста.)
История Гусеницы началась весной и длится уже несколько месяцев (всю весну, лето и начало осени).
Найди все фрагменты, помеченные цветом. Какой из них подтверждает, что с Гусеницей произошли серьёзные перемены?
Фрагмент, из которого видно, что с Гусеницей произошли серьёзные перемены, выделяется так: «Гусеница и сама не понимала, что ей чего-то не хватает, как однажды у неё вдруг вырвалось: – Как жаль, что птицы больше не поют!». Из этого фрагмента видно, что Гусеницу интересует уже не только еда. Ей хочется услышать красивое пение птиц, её душа тянется к прекрасному. Говоря словами Лесного Клопа, у Гусеницы появились «духовные интересы».
Ты можешь определить главную МЫСЛЬ этого отрывка?
Главная мысль всего отрывка: с наступлением осени Гусеница сильно изменилась, её интересует уже не только еда, но и то, что происходит в окружающем мире.
? с. 109 Какой день в этой истории назван «роковым»? Ты посмотрел(а) в Толковом словаре значение слова «роковой»? Как ты считаешь, писатель в шутку называет этот день»роковым»?
Сразу хотелось бы заметить, что слово «роковой» осталось в Толковом словаре 2 класса, и объясняется оно таким образом: «несущий горе, несчастье, страдание; как бы предопределённый роком, то есть злой судьбой. Например: роковой день».
Подтверди строчками из текста, что кокон — это выдающееся изобретение природы.
Чтобы подтвердить, что кокон – это выдающееся изобретение природы, найдём в тексте его описание: «…под листом, крепко-накрепко привязанный к толстому стеблю, висел плотный шелковистый кокон*. Так прочно был он устроен, так надёжно прикреплён, что ему были не страшны ни дожди поздней осени, ни снег, падавший вокруг, ни метели, завывавшие в голых ветках, ни морозы… Прошла зима; с сосулек закапали первые слезинки…; набухли почки на деревьях; на проталине выглянул первый подснежник – кокон всё висел и висел, неподвижный, застывший, словно неживой. Может быть, и правда там не было никого живого? Но едва раскрылись одуванчики на лугу, с кокона слетела верхушка и какое-то странное существо неуклюже выползло наружу и уселось на сухом листе». Из этого описания видно, как мудро и надежно устроен кокон.
? В какое время года началось превращение Гусеницы в куколку? А в какое время года куколка превратилась в Бабочку? Сколько же всего времени понадобилось для того, чтобы Гусеница превратилась в Бабочку?
Помнит ли Бабочка свою прежнюю жизнь, когда она была Гусеницей? (Подтверди строчками из текста.)
Изменился ли характер (поведение и речь) Гусеницы после её превращения в Бабочку?
Найди слова Бабочки: «У меня есть крылья!» Для чего же нужны крылья, с точки зрения Бабочки?
Обращаясь к тексту, выясним, что превращение Гусеницы в куколку началось поздней осенью, а куколка превратилась в Бабочку тогда, когда наступила весна. Таким образом, для того чтобы Гусеница превратилась в Бабочку, понадобилось около пяти месяцев (ноябрь, декабрь, январь, февраль, март).
Из текста видно, что Бабочка почти не помнит свою прежнюю жизнь, когда она была Гусеницей. И только слова Улитки помогают ей что-то вспомнить: «И ты… можешь… полететь… и сгрызть весь… лес… как ты… собиралась…
– Сгрызть? – удивлённо приподняла крылышки Бабочка. – Что это значит – сгрызть?
Улитка тихонько хихикнула.
– Ах да! – вспомнила Бабочка. – Помню, помню! Но почему-то мне совсем не хочется грызть! Да и нечем, по правде говоря! – смущённо засмеялась она».
То, что характер Гусеницы изменился после её превращения в Бабочку, видно из того, как вежливо она теперь разговаривает. В ней нет уже прежней резкости суждений и самоуверенности. У неё теперь совсем другие желания. Раньше Гусеница мечтала съесть как можно больше крапивы и думала, что крылья понадобятся ей именно для этого. Теперь, превратившись в Бабочку, она говорит: «У меня есть крылья! Крылья! Я могу лететь, куда хочу, и любоваться всем на свете! Ведь крылья… ведь для того и даются крылья, правда?».
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.