Ответы к стр. 14 — 23
? с. 17 Ты догадываешься, кто такой Хома, друг Суслика?
Текст А. Иванова хорошо подтверждает тот факт, что красоту окружающего мира, а также красоту в простых и обыденных вещах может заметить лишь человек (или герой, наделённый человеческими чертами) очень внимательный, наблюдательный, способный вглядываться.
Хома, вслед за побывавшим в его краях «художником-бородачом», отправляется «на пленэр» («на природу, в самые живописные её уголки»). Хома «создаёт картины» в тех местах, где уже побывал художник, то есть беря в пример личность для него уважаемую, учится, таким образом, видеть красоту.
Чем Хома удивил Суслика? Где чаще всего Суслик обнаруживал Хому? Подтверди свой ответ строчками из текста.
«…Иногда, в хороший денёк, Хома стал… в разные места… похаживать. То к ручью, то к роще, то к полю. Встанет там неподвижно и глядит куда-то… Ничего там нет интересного! То пегая Коза на другом берегу ручья, то франтоватый Дятел на сосне, то невзрачный Жаворонок в небе. А то и одинокая берёза на лугу… “Именно эту Козу художник рисовал!” – говорит Хома».
Что навело Хому на мысль начать собирать живые картины?
? с. 20 Почему Хома собирает именно такие картины? Прочитай строчки, из которых это понятно.
Почему Хома собирает именно такие картины? Дело здесь – в подражании художнику (Хома поступает точно так же, как художник), который, как говорилось выше, непререкаемый авторитет для Хомы («Её художник рисовал – значит, красивая. Ему виднее»).
— Суслику совсем не понравились живые картины, он не смог их оценить, — огорчился Миша.
— Это не совсем так, — возразила брату Маша.
А тебе чьё мнение кажется правильным? На какие слова Суслика обратил внимание Миша? А какие строчки заметила Маша?
Дискуссия Миши и Маши о том, понравились ли «живые картины» Хомы Суслику, даёт возможность обсудить сложное отношение Суслика к новому занятию своего друга. Суслик не видит ничего особенного в «живых картинах» Хомы; восхищение последнего вызывает в нём откровенное недоумение («Да что красивого в этой Козе? Ну и вид у неё!» … «Где ты в ней красоту увидал?», «– Уж и редкая… – пробурчал Суслик»).
Но Суслик и не остаётся полностью равнодушным: «доброе сердце» Суслика навязчиво наполняет «тёмная зависть к собирателю живых картин». Суслик осознает, что не видит и не понимает красоту, которую замечает Хома. Суслик постепенно проникается заботами и переживаниями Хомы, связанными с трудностью сохранения живых картин («Выходит, трудно живые картины собирать? – невольно посочувствовал ему Суслик…»). Суслик переживает, что красота легко разрушается: «Жалко, – вздохнул Суслик» после того, как услышал рассказ Хомы о красивой ёлочке, с которой ливень смыл все иголки. Значит, Суслик всё-таки способен заметить красоту в «живых картинах» Хомы.
А ты считаешь «живые картины» Хомы красивыми? Что же могло понравиться художнику в обыкновенной козе или берёзе?
Обсуждая вопрос: «А ты считаешь «живые картины» Хомы красивыми?», нужно попытаться взглянуть на обыкновенные вещи (козу, берёзу и т. д.) глазами художника. Здесь уместно вспомнить, что красота в большой мере зависит от того, как её воспринимает наблюдатель. Вспомним, в каких произведениях мы уже сталкивались с тем, что красоту в простом может увидеть далеко не каждый (сказка С. Козлова «Красота», картина Винсента Ван Гога «Комната в Арле», японские трехстишия хокку, особенно Тие и Оницара: Литературное чтение. 2 класс, ч. 1, с. 111, 119, 120).
— Найдите в этой части сказки момент, когда два друга, несмотря на споры, вместе чем-то любуются, — попросила Анишит Йокоповна.
Прочитай нужные строчки.
«Вон какие рога! И бородка седая, как у козла! И на это не смог возразить Суслик. Действительно, борода. Если б не вымя – вылитый козёл!».
Какое качество своих картин, кроме их красоты, Хома особенно ценит и постоянно об этом говорит? Найди в тексте подтверждение своего ответа. А что является для Хомы самым большим неудобством в собирании картин? Чего больше всего боится? Подтверди свой ответ строчками из текста.
Почему собирание «живых картин» оказалось для Хомы таким трудным (то с картины исчезает что-то, то плохая погода «смывает картину»).
Кроме красоты Хома особенно ценит в живых картинах их «удобство». («Хорошая картина, удобная»; «А эта картина ещё удобней. Берёза с места не сойдёт. Вечная картина!»).
? с. 23 Как Хома сначала воспринял то, что Суслик тоже стал собирать картины? А что заставило его изменить мнение?
Как ты считаешь, Суслик всё-таки завидует Хоме, или он сумел побороть свою зависть? О какой картине мечтает Суслик?
— Странно, что Хома и Суслик делят живые картины на свои и чужие, — заметил Костя Погодин. — Ведь они общие, и все могут ими любоваться.
— А лучше всего любоваться вместе с друзьями! — сказал Миша.
— Так и получилось в конце сказки, — хитро улыбаясь, сказал Михаил Потапович. — Прочитайте названия, которые дал «своим» картинам Суслик, и вы в этом убедитесь!
Ты понимаешь, о чём говорит Главный Библиотекарь?
Суслику удалось побороть свою зависть, он проявляет искреннюю бескорыстную дружбу, говоря Хоме: «…живые картины, на которых ты один, и в норе разместить можно. В твоей…». Суслик приходит к выводу, что любоваться красотой лучше вместе с другом. Подтверждение этому дети могут найти в строке: «Жаль только, что картина «Хома и Суслик» у меня никак не получается…», а также в том, что на всех живых картинах Суслика присутствует его друг Хома.
Увидев, что Суслик ему подражает, Хома поначалу разозлился («Вон как! Тоже вознамерился живые картины заиметь!»). Как Суслик смог изменить отношение своего друга (картины Хомы он не трогал, а помещал в рамку исключительно самого Хому на фоне его «живых картин»). Пользуясь тем, как понимает красоту Хома (а он её понимает в значительной степени как удобство), Суслик приводит его же доводы в пользу своих картин («Никто не украдёт и дождём их не смоет!..»).
Спросите детей, как они считают, можно ли назвать Хому учеником художника, начинающим художником? Или правильнее было бы назвать Хому «коллекционером», то есть тем, кто собирает, коллекционирует что-то. Пусть дети найдут подтверждение этому второму мнению, внимательно перечитав 1-ю и 2-ю части текста (Хома говорит: «Я собираю – картины», Хома боится, что его картины «украсть могут» и говорит: «Хорошо бы все живые картины к себе в нору перенести, да не поместятся. А всё время их охранять – не получится…»).
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Хрестоматия. Малаховская О.В.