Ответы к стр. 162 — 172
? с. 165
Вернись к началу рассказа. Прочитай фрагмент, где говорится о встрече Володи с семьёй. Как можно охарактеризовать атмосферу этой встречи? Какую роль в её создании играют звуковые впечатления?
Как встречали Володю, приехавшего из гимназии на зимние каникулы? Его ожидали с нетерпением и радостью: «Володичка приехали! — завопила Наталья… Вся семья Королёвых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам…».
Атмосфера встречи была шумная, суматошная, радостная. Особую роль в создании этой радостной атмосферы играют звуковые впечатления, переданные автором: «сёстры подняли визг, двери скрипели, хлопали… — Гав! Гав! — ревел басом огромный чёрный пёс, стуча хвостом по стенам и по мебели… Всё смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две».
Связано ли с этой атмосферой то, что родные Володи не сразу заметили присутствие Чечевицына и что отец Володи всё время путал его фамилию?
Родные Володи не сразу заметили его товарища по гимназии, а отец постоянно путает его фамилию, конечно же, не специально и не из-за высокомерного к нему отношения. Все домашние очень обрадованы и слишком взбудоражены появлением Володи. Но его товарищу они тоже рады: «— Очень приятно, милости просим! — сказал радостно отец. — Извините, я по-домашнему, без сюртука… Господин Чибисов, кушайте, прошу вас, не стесняйтесь! У нас попросту».
? с. 165 — 166
Эта атмосфера характерна для семьи Королёвых? Чтобы ответить на этот вопрос, найди отрывок, где члены семьи мастерят
елочные украшения. Как они реагируют на появление каждой новой поделки?
Дружно ли мастерят ёлочные игрушки отец с дочерьми? При появлении каждой новой поделки они проявляют какие-то чувства, эмоции или относятся к этому спокойно, равнодушно? (Нет, не равнодушно: «Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался».) А мама Володи участвует в этой «увлекательной и шумной работе»? (Да: «Мамаша вбегала в детскую с очень озабоченным лицом и спрашивала: — Кто взял мои ножницы? Опять ты, Иван Николаич, взял мои ножницы?» Как ведёт себя отец? (Он «принимал позу оскорблённого человека, но через минуту опять восхищался».) Можно сделать вывод, что такая атмосфера — дружная, весёлая, немного шумная, но добрая — характерна для этой семьи.
Подтверди, обращаясь к тексту, что Володя всегда раньше был частью этой общей атмосферы, а в этот приезд ведёт себя необычно. Как ты думаешь, причина в том, что у него изменился характер, или в том, что он приехал домой не один, а с товарищем? Подтверди своё мнение строчками из текста.
То, что Володя всегда был частью этой общей атмосферы, подтверждают строки: «В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору…».
Теперь же поведение Володи изменилось: «Володя, всегда весёлый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой… Он тоже был занят какими-то мыслями и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие».
Отчего же поведение Володи стало другим? Вероятно, он повзрослел, и его характер изменился? Или всё дело в том, что он приехал не один, а с товарищем? Вспомните, как ведёт себя Чечевицын («Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся… Он о чём-то всё время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чём-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос»). Верно ли, что поведение Володи становится таким же? Теперь Володя «говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой». Он обменивается с Чечевицыным взглядами, и, судя по всему, «мысли у мальчиков были общие». Они о чём-то шепчутся, «раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту». Вероятно, если бы не присутствие товарища, Володя продолжал бы оставаться таким же, как прежде: при встрече его так захватила атмосфера бурной семейной радости, что он вспомнил («спохватился») о Чечевицыне, лишь когда того заметила его мать. Очевидно, Володя находится под сильным влиянием своего товарища по гимназии, у них есть какая-то тайна, и то, что происходит в семье, Володе как будто уже не очень интересно.
Найди описание внешности Чечевицына. Кто же его так пристально рассматривает? Заинтересовал ли Чечевицын сестёр Володи?
Чечевицын «увиден» глазами девочек — сестёр Володи, которые им заинтригованы, они испытывают к нему повышенный интерес, несмотря на то, что приятель Володи очень некрасивый и угрюмый мальчик и не обращает на девочек внимания. Возможно, сёстры Володи заинтересованы Чечевицыным потому, что тот так сильно отличается от их брата. Девочки «не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нём не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек».
? с. 172
— Мальчики провели в доме Королёвых две ночи перед тем, как убежали из дома, — сказала Евдокия Васильевна. — Как они чувствовали себя в первую ночь перед побегом? А что и почему изменилось во вторую ночь? Откуда мы всё это узнаём: чьими глазами ведётся наблюдение за мальчиками?
Ты можешь ответить на эти вопросы?
За два дня до побега и Володя, и его товарищ Чечевицын воодушевлены предстоящим путешествием: Чечевицын разрабатывает маршрут побега, рассуждает, каким образом они будут жить в далёкой Америке: «— С начала в Пермь… — тихо говорил Ч ечевицын… — оттуда в Тюмень… потом Томск… потом… потом… в Камчатку… Отсюда на лодках через Берингов пролив… Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей… Лишь бы в Америку попасть… Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом». Володя мечтает добраться до Калифорнии, где им обоим предстоит «сражаться с тиграми и дикарями, потом добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и в конце концов жениться на красавицах и обрабатывать плантации». Причём Володя увлечён не меньше Чечевицына: «Володя и Чечевицын … в увлечении перебивали друг друга».
Однако накануне сочельника до Володи стало доходить, что их побег из дома на другой континент — не только увлекательное путешествие, полное сражений, в конце которого их ожидают плантации и красавицы: «…томный, пухлый, как укушенный пчелой», он «угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел… в детской он остановился перед иконой, перекрестился и сказал: — Господи, прости меня грешного!» Вечером В олодя в полной мере понял всю серьёзность происходящего: «К вечеру он расплакался. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестёр». Как вы думаете: струсил ли Володя, испугался ли трудностей, связанных с побегом, или наконец-то осознал, как его поступок отразиться на родных, и понял, что должен нести ответственность за свои действия? А может ли он отказаться от задуманного и тем самым подвести Чечевицына? («Я… я не струсил, а мне… мне маму жалко… Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить».)
Кто же пристально наблюдает за большинством сцен? (Старшие сёстры Володи, Катя и Соня.) «Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор»; «Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Подкрались к двери».
Кто из мальчиков по-настоящему увлекается книгами Майн Рида? Подтверди своё мнение строчками из текста.
Книгами Майн Рида увлечён Ч ечевицын. Это подтверждается тем, что ему мало обсуждать будущие приключения со своим другом Володей. Оставшись наедине с Володиными сёстрами, Чечевицын говорит лишь о мустангах, индейцах, бизонах, а вопрос Кати, умеет ли он кататься на коньках, попросту игнорирует, не замечает: «Он сурово кашлянул, потёр правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо на Катю и спросил:
— Вы читали Майн Рида?
— Нет, не читала… Послушайте, вы умеете на коньках кататься?
Погружённый в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос. Он ещё раз поднял глаза на Катю и сказал:
— Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут.
Чечевицын грустно улыбнулся и добавил:
— А также индейцы нападают на поезда. Но хуже всего это москиты и термиты».
Себя мальчик не считает «господином Чечевицыным, учеником второго класса». Он — «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».
Удаётся ли ему заразить своим увлечением окружающих его людей? Только ли товарища он покорил силой своего воображения?
Чечевицын настолько увлечён приключениями и далёкой Америкой, что влияет не только на Володю, но и на его сестёр: «И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев». Обратите внимание на те чувства, которые вызывает в сёстрах Чечевицын: вместо того чтобы возмутиться, прийти в ужас от планов мальчиков, негодовать на Чечевицына, который подстрекает Володю бежать в Америку, девочки видят в товарище брата замечательного человека и неустрашимого героя.
Продолжает ли он (Чечевицын) жить в этом литературном мире, несмотря на неудавшуюся экспедицию?
Чечевицын гордится своим поступком. Когда отец Володи спросил, где мальчики ночевали, «— на вокзале! — гордо ответил Чечевицын». Он ведёт себя так, потому что он грубый и невоспитанный мальчик, которому нет дела до чувств других людей? (Нет, очевидно, он продолжает жить в литературном мире своих героев, где он и в самом деле «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых»: «Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: Монтигомо Ястребиный Коготь». Если бы Чечевицын действительно ничего, кроме равнодушия, не испытывал, он не подписался бы в Катиной тетрадке «в знак памяти».
Для кого из мальчиков побег в Америку — это скорее несчастье, чем осуществление мечты? Сможешь это подтвердить, обращаясь к тексту?
Очевидно, что побег в А мерику как несчастье воспринимает Володя. В начале рассказа Володя находится под сильнейшим влиянием Чечевицына: он копирует поведение своего гимназического товарища, у них общие тайны и секреты, тогда как жизнью родных обычно внимательный мальчик не очень-то интересуется: «В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чём-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту». Однако затем, накануне побега, Володя понимает, насколько серьёзное и опасное дело они затевают; он начинает думать о чувствах родных, мамы, отца, просит заступничества и прощения у Бога: «— Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму!.. — Господи! — тихо плакал Володя. — Как же я поеду? Мне маму жалко… Володя заплакал так горько…». Когда «испытание» окончилось, Володя чувствует не только невероятное облегчение, но и сильное нервное потрясение: «Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею… Володя потом лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе».
Можно ли сказать, что у Володи больше любви и сочувствия к родителям, чем у его сестёр, Кати и Сони?
Катя и Соня быстро узнали про планы и замыслы мальчиков, они захвачены происходящим и, похоже, не осознают всю серьёзность ситуации: «— Ты смотри же, не говори маме, — сказала Катя Соне, отправляясь с ней спать. — Володя привезёт нам из Америки золота и слоновой кости, а если ты скажешь маме, то его не пустят… Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку… Когда девочки вернулись к себе и одевались, Катя с глазами, полными слёз, сказала: — А х, мне так страшно!» Девочки воспринимают происходящее как увлекательную игру, как настоящее приключение. Даже когда становится понятно, что мальчики и в самом деле намерены бежать, а Кате делается страшно, сёстры не предпринимают никаких шагов к тому, чтобы помешать брату. Вспомните, как тяжело переживал свое безвыходное положение Володя (он не мог отказаться от побега, чтобы не подвести товарища), причём ему было жалко не себя, а маму. И после побега мальчиков сёстры всё равно не говорят, что знают, где те могут находиться, хотя взрослые сходят с ума от волнения: «…ночью опять ходили в деревню, искали, ходили с фонарями на реку». Таким образом, действительно можно сказать, что у Кати и Сони меньше сочувствия к родителям, в большей степени безответственное отношение к происходящему, чем у брата.
Почему девочки Королёвы проявили бóльшую наблюдательность, чем их родители? Чем это можно объяснить?
Сёстры Володи гораздо более наблюдательны, чем их родители, которые, похоже, не заметили изменений в поведении сына или не придали этому значения. Катя и Соня пристально наблюдают за Чечевицыным и Володей: «…обе старшие девочки стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор… Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Подкрались к двери…». Чем же можно объяснить такую наблюдательность? Возможно, девочкам скучно жить в тесном мирке их уютного дома. Им самим не хватает ярких впечатлений, приключений. Девочки тоскуют по романтике дальних странствий. А может, их потрясает своей загадочностью некрасивый Чечевицын, и они незаметно попадают под его влияние?
Почему отец Володи при знакомстве с Чечевицыным всё время путает его фамилию, а отчитывая мальчиков, произносит её
правильно?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, как отец вёл себя и что говорил в начале рассказа, при знакомстве с Чечевицыным. (Он был очень рад приезду сына, но как-то рассеян, увлечён другими мыслями, видимо, подготовкой к празднику, поэтому и путал постоянно фамилию Володиного товарища.) Узнав о побеге, отец Володи не понимает, как можно было столь легкомысленно отнестись не только к родителям, но и к своей гимназической репутации: «— Разве это так можно? — убеждал папаша. — Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат». Он догадывается, кто был инициатором побега («А вам стыдно, господин Чечевицын! Нехорошо-с! Вы зачинщик и, надеюсь, вы будете наказаны вашими родителями. Разве это так можно!»), и уже не может относиться к Чечевицыну просто как «к одному из гимназических товарищей сына». Побег мальчиков причинил отцу Володи столько горя и беспокойства, что теперь он запомнит фамилию Чечевицына надолго.
Найди в тексте фрагменты, отмеченные цветом. Как ты думаешь, зачем писатель почти дословно повторяет сцену приезда Володи домой?
Перечитайте отрывки, отмеченные жёлтым цветом. Во втором фрагменте автор практически дословно повторяет описание первой встречи: вопит Наталья, лает пёс Милорд. И в первом, и во втором фрагментах передана большая радость родных по поводу возвращения Володи домой. Но за одними и теми же словами в этих двух отрывках скрываются разные чувства и переживания героев рассказа. В первом отрывке счастье родителей и родных Володи от его приезда безоблачно и ничем не омрачено. Сам же Володя ведёт
себя не так, как обычно: «Девочки заметили, что и Володя, всегда весёлый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой». Володя угнетён мыслями о предстоящем побеге, на душе у него неспокойно. Он не может открыто проявлять свои чувства, не может поделиться своими переживаниями с родными. Во втором описании возвращения Володи домой (уже после побега) Володя, наконец, может быть самим собой и дать волю своим чувствам: «Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею». По-настоящему Володя вернулся домой только теперь.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.